Тот, кто встречал Гордона Сондлэнда (Gordon Sondland) на одном из многочисленных приемов в Брюсселе, видел обаятельного, располагающего к себе, даже остроумного собеседника. Однако этот высокорослый мужчина с высоким лбом, представляющийся «бесстрашным предводителем, мечтателем и заправилой», может быть и другим. Это вынуждены были констатировать чиновники из столиц государств-членов ЕС после первого неформального общения с новым американским послом на прошлой неделе.
Речь шла о трансатлантической торговле, об атомной сделке с Ираном, об отношениях с Китаем — то есть о том, по поводу чего американцы и европейцы ожесточенно спорят с тех пор, как Дональд Трамп стал президентом США. Сондлэнд говорил приветливым тоном, «однако по содержанию жестко и не отклоняясь от конфронтационного курса администрации Трампа по спорным вопросам», передало германское посольство в Брюсселе в Берлин.
В центре внимания критики Сондлэнда снова были немцы. По поводу спорного германо-российского газового проекта «Северный поток — 2» Сондлэнд высказался с «неприкрытой угрозой», говорится в сообщении посольства, которым располагает «Шпигель»: США будут оказывать сопротивление энергетическим проектам, противоречащим интересам США», дипломатическим путем или с помощью «более сильных мер».
Сондлэнд оспаривал, что это может быть связано с желанием Вашингтона продавать больше сжиженного газа Европе. И все же он «обрадовался» сообщению правительства ФРГ о предстоящем финансировании строительства в Германии терминала для сжиженного газа.
«Чудовищный процесс»
В ЕС выступление посланника Трампа вызвало раздражение. Конечно, для президента США речь идет о том, чтобы «он мог продавать больше газа, и в меньшей степени о том, чтобы русские продавали меньше», считает Даниэль Каспари (Daniel Caspary), руководитель фракции ХДС/ХСС в Европарламенте. Депутат Бундестага от партии Левых Андрей Хунко (Andrej Hunko) говорит о «чудовищном процессе», если сообщение об угрозе Сондлэнда подтвердится. «Запланированное миллионное субсидирование строительства в Германии терминала для крайне вредного для окружающей среды фрекингового газа из США должно быть остановлено». Сондлэнд отказался комментировать это заявление по запросу.
При этом Брюссель и Вашингтон лишь в конце июля заключили своего рода гражданский мир. После визита президента Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера к Трампу оба опубликовали совместное заявление. В нем говорилось о желании полностью отменить пошлины и другие препятствия в торговле. А цель была обозначена как «новая фаза в отношениях».
«Его терпение не бесконечно»
Однако эти теплые слова давно стихли, вместо них все громче звучат угрозы из США. Хотя Трамп по-прежнему хочет лишь «нулевые пошлины, нулевые торговые барьеры, нулевые дотации», заявил Сондлэнд в интервью «Шпигелю». «Но его терпение не безгранично».
В середине октября министр торговли США Уилбур Росс (Wilbur Ross) снова грозил в Брюсселе автомобильными таможенными пошлинами, сообщали дипломаты ЕС. Трамп раздосадован медленным темпом переговоров, заявил Росс.
Согласие Трампа не вводить никаких новых пошлин будет действовать лишь до тех пор, пока переговоры с ЕС будут «разумно продвигаться вперед», сказал Росс в интервью американскому каналу СиЭнБиСи. «Это предостережение остается в силе».
Однако о быстром прогрессе не может быть и речи, что стало ясно после встречи в середине октября Росса с комиссаром ЕС по торговле Сесилией Мальмстрём (Cecilia Malmström). Росс сетовал на то, что команда Мальмстрём упорно отказывается обсуждать согласованные Трампом и Юнкером темы. Сондлэнд даже подозревал Мальмстрём в том, что она тянет время — возможно, в надежде переждать период правления Трампа. Однако это бесполезно: «Трамп останется президентом США до 2024 года», — завил посол.
Мальмстрём со своей стороны обвинила американцев в том, что они в действительности вообще не заинтересованы в торговом соглашении. Администрация США к тому же уже отошла и от своего предложения свести к нулю все пошлины на автомобили, сказала брюссельский дипломат.
В рабочей группе, которая была создана после встречи Трампа с Юнкером, дело продвигается тем временем весьма медленно. ЕС хочет обсуждать автомобильный сектор, американцы отклоняют эту тему и хотят вместо этого включить в обсуждение сельское хозяйство, чего ЕС со своей стороны старается в любом случае избежать. «В настоящее время нет никаких предметных переговоров о соглашении», — говорит один из переговорщиков ЕС.
В Брюсселе говорят, что не дадут запугать себя угрозами. К тому же речи Трампа об автомобильных пошлинах, вероятно, и без того были лишь блефом. США просто не могут себе позволить в разгар эскалирующего торгового конфликта с Китаем открыть еще один фронт против ЕС. Поэтому можно предположить, что в Вашингтоне укрепилось осознание того, что угрозы с автомобильными пошлинами более действенны, чем могли бы быть сами пошлины.
В споре с Трампом ЕС должен оставаться столь же стабильным и единым, как и в переговорах по Брекситу с Великобританией, считает политик от ХДС Каспари. «Тогда у нас на руках будут все козыри, поскольку наш рынок все еще крупнее американского». Возможно, и Сондлэнд прав, когда говорит представителям ЕС в Брюсселе: нынешние разногласия — это не более, чем спор в «прочном брачном союзе».