Париж — Во французском языке есть много слов, которым тяжело подобрать аналог во многих других языках. Например, боль, вызываемая неразделенной любовью — la douleur exquise, человек, живущий богато и беспечно — bon vivant, состояние раздражения и измотанности — ras-le-bol.
К сожалению, не все французские слова являются такими поэтичными и очаровательными. Например, во французском языке есть слово, обозначающее человека, который прижимается к женщинам в общественном транспорте. Это явление стало настолько распространенным во французском метро, что даже возникло новое слово: un frotteur, «человек, который трется в метро».
Frotteur — человек, который пользуется давкой в метро, чтобы потереться половым органом о незнакомую женщину.
Un frotteur не очень соответствует нашему образу Франции. Омерзительные прикосновения в метро не имеют ничего общего с романтикой во французских фильмах или с поэтичностью французского языка.
Однако такие прикосновения в метро и другие домогательства — неоспоримая часть жизни в современной Франции. Я знаю это, поскольку я — женщина, живущая в Париже, и я постоянно обращаю внимание на такие вещи.
Например, на прогулку в одиночестве я не одеваюсь чересчур откровенно, чтобы мой день прошел более-менее спокойно. Я не устанавливаю зрительный контакт с человеком, идущим мне навстречу, а стараюсь смотреть куда-нибудь вдаль. В метро я лучше встану рядом с какой-нибудь женщиной.
Многие француженки переходят к более серьезным мерам. Половина женщин, которые пользуются общественным транспортом, предпочитают надевать брюки вместо юбки, чтобы уберечься от приставаний, сообщают результаты опроса французов, пользующихся общественным транспортом.
Приходится обдумывать, как нужно одеваться для поездки в метро, поскольку прикосновения, непристойные предложения и преследования становятся чрезвычайно распространенными явлениями.
100% женщин, пользующиеся общественным транспортом, заявили в опросе французского комитета по вопросам равноправия, что были жертвами сексуальных домогательств.
Пристают ли к женщинам во Франции чаще, чем, например, в Финляндии? Тяжело сказать. Однако случаи домогательств во французском метро получили огласку.
В Финляндии виновниками нежеланных попыток сблизиться обычно являются пьяные люди. В остальном домогательства в общественных местах остаются редкостью. Случаев насилия в семье и домогательств на работе хватает и в Финляндии, однако эта проблема не так сильно бросается в глаза, как приставания во французском метро.
Во Франции домогательства считают частью жизни городского общества, некоторые их даже оправдывают.
К счастью, все меняется, в том числе и во Франции. О случаях домогательств в общественном транспорте стали говорить после появления компании #Metoo, которая началась в США год назад. #Metoo получила во Франции масштабный отклик и наконец позволила француженкам высказаться. И таких было достаточно!
Посты сотен тысяч француженок, появившиеся в социальных сетях, подтолкнули к активным действиям в том числе и политиков. В августе во Франции был принят исторический закон, в котором предусматривается наказание за преследование на улице и словесные сексуальные домогательства.
Хотя закон можно трактовать по-разному в зависимости от ситуации, полиция Франции уже начала выписывать штрафы, например, за вызывающие выкрики в автобусах.
Мне кажется, что поведение парижан на улицах в последние месяцы значительно улучшилось.
Женщины чувствуют себя увереннее, и хорошо ведущие себя мужчины (которых, конечно, большинство) активнее вмешиваются в случаи домогательств. В целом пассажиры метро Парижа стали относиться друг к другу уважительнее.
Я и сама замечаю, что иногда смотрю незнакомцам в глаза — в том числе и мужчинам. Оказывается, зрительный контакт может вызвать вежливую искреннюю улыбку, а не неприятные взгляды.
К счастью, сексуальные домогательства — это не инстинкт, с которым мы ничего не можем сделать. Во Франции случаи сексуальных домогательств являются распространенным явлением и считались приемлемыми в обществе. Разговоры об этой проблеме способствовали тому, чтобы многие пересмотрели свои взгляды.
Впереди еще очень много работы. Надеюсь, слово frotteur постепенно забудется или станет исторической реалией, как гильотина и черная смерть.