Вызывающий столько споров балтийский газопровод «Северный поток — 2» с точки зрения нефтегазового концерна OMV не несет никакой угрозы восточноевропейским странам. ««Северный поток — 2» строится не для того, чтобы заменить газопровод на Украине. Просто необходимо диверсифицировать газоснабжение», — сказал председатель правления OMV Райнер Зееле (Rainer Seele) на организованной газетой «Хандельсблатт» (Handelsblatt) конференции «Энергетика Австрии» в Вене.
«Сейчас у нас есть один единственный маршрут через Украину. Считаю, что это нехорошая ситуация», — добавил 58-летный шеф самой крупной компании Австрии.
С точки зрения концерна, частично принадлежащего государству, российский газ сейчас важен, как никогда. «Добыча газа в Европе сокращается быстрее, чем прогнозировалось», — предупредил бывший главный исполнительный директор компании «Винтерсхалл» (Wintershall), дочернего предприятия «БАСФ» (BASF). Как он сказал далее, в Европе добыча природного газа упала в этом году с 130 миллиардов кубометров в 2016 году до 85 миллиардов кубометров.
В первую очередь Великобритания и Нидерланды утратят в будущем свое значение как газодобывающие державы. «Европа должна импортировать значительно больше газа. На повестке дня стоит обеспечение надежности поставок», — предупредил шеф OMV.
В эти выходные Зееле встретился в Петербурге с председателем правления Газпрома Алексеем Миллером. Там руководители двух концернов заключили договор, гарантирующий поставку дополнительного миллиарда кубометров газа концерну OMV. «За прошедшие годы экспорт Газпрома в Австрию достиг рекордных объемов. Только за первые десять месяцев этого года поставки газа увеличились на треть по сравнению с тем же периодом прошлого года и достигли уровня в 8,8 миллиардов кубических метров», — сказал Миллер в связи с расширением экспорта.
OMV вот уже более 50 лет поддерживает тесные партнерские отношения с российским Газпромом, крупнейшим поставщиком газа в мире. «Мы — хорошо платящие клиенты. Газпрому нужно каждое наше евро», — гордо заявил Зееле. Уже в конце 2019 года по газопроводу «Северный поток — 2» длиной 1 230 километров российский газ должен пойти в Германию. Трубопровод стоимостью в 9,5 миллиарда евро финансируется Газпромом, а также концернами «Винтерсхалл», «Юнипер» (Uniper), OMV, «Шелл» (Shell) и французской энергетической компанией «Энжи» (Engie).
«Северный поток — 2» дополнит уже имеющийся газопровод «Северный поток — 1». Новый газопровод с максимальной пропускной способностью в 55 миллиардов кубометров газа в год выйдет на сушу в Любмине, неподалеку от Грайфсвальда (Мекленбург-Передняя Померания). Общая мощность двух газопроводов с вводом в строй «Северного потока — 2» удвоится.
Восточная Европа протестует
Однако многие восточноевропейские страны, например, Польша и прибалтийские государства, протестуют против строительства газопровода. Особенно резко критикует проект Украина. Страна боится потерять почти два миллиарда евро, получаемые ею ежегодно в качестве транзитной пошлины. Деньги из Москвы — важная статья дохода госбюджета этой бывшей союзной республики. А вот США борются с балтийским газопроводом не только из экономических, но и из политических соображений. Располагая огромными запасами сланцевого газа, американцы с радостью поставляли бы сжиженный газ в больших количествах в Европу.
На энергетической конференции в Вене Зееле предостерег от намерения делать в будущем ставку на сжиженный газ из Соединенных Штатов. «Сжиженный газ из США на треть дороже. Политики едва ли готовы платить нам премии за покупку СПГ, — сказал председатель правления OMV. — Мы в Европе не можем себе позволить закупать дорогой природный газ и из-за высоких цен на энергоносители ослаблять свою конкурентоспособность».
Между тем OMV пытается диверсифицировать газодобычу своими силами, чтобы уменьшить зависимость от России. «Мы начнем добычу газа на одном из месторождений в Норвегии, а также вкладываем деньги в производство газа в Северной Африке», — сказал Зееле. В охваченной сейчас гражданской войной Ливии венский концерн работает уже несколько десятилетий. Но из-за повреждений в газопроводах и проблем в портах там все время происходят сбои в поставках. «Северная Африка очень беспокоит меня», — честно признался председатель правления концерна.
В Тунисе OMV продал в начале этого года часть своих нефтедобывающих предприятий за 65 миллионов долларов британской нефтегазовой компании Panoro Energy ASA. Таким образом, концерн хочет оптимизировать свой портфолио — так объяснил этот шаг заместитель председателя правления концерна Йоханн Плайнингер (Johann Pleininger) во вторник.
Давление на Данию
Удастся ли построить «Северный поток — 2» так быстро, как планировалось, до сих пор неясно. Ведь в то время как такие скандинавские страны, как Финляндия и Швеция, дали разрешение на строительство газопровода, Дания до сих пор оспаривает проект. Политическое давление на эту маленькую страну-члена ЕС в особенности со стороны США огромно, сообщают датские источники. Поэтому по заявлению, поданному еще в апреле 2017 года, окончательного решения так и не принято. По первоначальному плану 87 километров трубопровода должны проходить по территориальным водам Дании вблизи острова Борнхольм.
Чтобы как-то выйти из этого положения, консорциум «Северного потока — 2» под руководством частично государственного гиганта Газпрома даже разработал альтернативный маршрут, пролегающий по дну Балтийского моря в 174 километрах от датского острова. В середине августа была подана соответствующая заявка. Датское правительство через свое государственное энергетическое агентство заявило, что ему требуются три месяца для обсуждения проблемы с общественностью. Чем оно кончится, неизвестно.
«Северный поток — 2» тем временем ведет практическую работу. «Мы уже проложили 200 километров газопровода по дну Балтийского моря», — сказал пресс-атташе расположенного в швейцарском Цуге предприятия газете «Хандельсблатт». В немецких водах судно «Аудация» работает над укладкой труб длиной 12 метров и весом 24 тонны. Там работы у берегов Мекленбурга-Передней Померании должны быть закончены к концу года.