Планируемое с 1 января 2019 года повышение минимальной заработной платы в Украине с 3 тысяч 723 гривен до 4 тысяч 170 гривен, конечно же, является недостаточным, поскольку наша страна по уровню зарплат все равно оказывается в числе беднейших стран Европы и одной из самых бедных стран в мире. Особенно если учитывать, что для стран Восточной Европы абсолютный уровень бедности рассчитывается из уровня дохода в 5 долларов в день, или 4 тысяч 200 гривен в месяц по текущему курсу гривны.
Простите за каламбур, но, исходя из приведенных данных, минимальную заработную плату у нас сейчас повышают минимально, всего на 12%. Такое повышение очень близко к цифре официальной инфляции: на конец 2018 года у нас прогнозируется инфляция на уровне около 10% за год, а реально может оказаться и больше. Поэтому будущее повышение минимальной заработной платы не приведет к повышению уровня жизни украинцев, поскольку оно примерно соответствует темпу инфляции.
Следует отметить, что темп инфляции отражает повышение стоимости потребительской корзины с минимальным набором продуктов и услуг, т.е. корзины фактически для бедных. А реальное повышение цен на все товары и все услуги, конечно же, оказывается выше. Поэтому в плане роста благосостояния народа, по крайней мере, работающей части населения, очень сложно говорить о том, что повышение минимальной заработной платы на 12% повысит уровень благосостояния.
Будущее повышение минимальной заработной платы не приведет к повышению уровня жизни украинцев, поскольку оно примерно соответствует темпу инфляции Надо также учитывать, что в Украине минимальная заработная плата, в отличие от многих других стран, облагается налогом на доходы физических лиц, причем по достаточно высокой ставке — 18%, а необлагаемый минимум доходов составляет беспрецедентно малую величину — всего 17 гривен.
Давно назрел вопрос о необходимости поэтапного повышения этого необлагаемого минимума, с постепенным приближением его к величине минимальной заработной платы, что позволило бы повысить уровень доходов самых бедных. Украинское правительство идет по пути повышения минимальной зарплаты, а не по пути повышения необлагаемого минимума доходов граждан, потому что первый путь означает также увеличение налогообложения бизнеса за счет увеличения платежей по подоходному налогу, а также увеличение платежей бизнеса по единому социальному взносу, включая платежи в Пенсионный фонд.
Однако украинское кланово-олигархическое государство даже в тяжелой экономической ситуации оказывается неспособным замахнуться на часть сверхдоходов правящей элиты. Мало того, в стране используется льготная ставка налогообложения дивидендов —5%, а это основной вид личных доходов олигархов и других собственников бизнеса. Кроме того, есть и другая сторона вопроса о необходимости повышения зарплат работающих украинцев, и сегодня она становится, пожалуй, самой главной.
Речь идет о конкурентоспособности украинских зарплат. Все — и предприниматели, и бизнес, и правительство — бьют в колокола: пошел массированный отток рабочей силы из Украины за границу! Продолжение политики зарплат, связанной с искусственным занижением этих зарплат, просто уничтожает украинскую экономику. Сегодня это очевидно Причина одна — украинские зарплаты не конкурентоспособны. За такой же труд, такой же квалификации, такой же интенсивности и продолжительности в любой из соседних стран (будь то Польша, Россия, Чехия или Словакия), не говоря уже о странах Западной Европы, в этих странах платится в несколько раз больше. Поэтому при сохранении неконкурентоспособных зарплат Украина теряет большое количество молодой, более-менее подготовленной рабочей силы, а особенно теряется квалифицированная рабочая сила.
Продолжение политики зарплат, связанной с искусственным занижением этих зарплат, просто уничтожает украинскую экономику. Сегодня это очевидно. Поэтому и украинскому бизнесу, и украинскому правительству необходимо более внимательно посмотреть на сложившуюся ситуацию. Власть должна изменить отношение к своему народу. Для того, чтобы наш люди не уезжали за рубеж, им нужно дать зарплату пусть не такую, как в Польше, пусть на 20-30% меньше, но и тогда никто никуда не поедет.
Однако пока такой политики в целостном виде никто специально не вырабатывает, поскольку у нас крайне слабо развито гражданское общество, у нас нет по-настоящему работающих профсоюзов, нет традиции защиты интересов лиц наемного труда. Получилось так, что работающие украинцы не обладают способностью добиваться достойных зарплат. Как известно, в капиталистических странах конечный уровень зарплаты всегда определяется борьбой между работодателем и наемным работником, в том числе путем забастовок. В результате этой борьбы и устанавливается величина зарплаты.
В Украине трудящиеся после десятилетий советского тоталитарного режима потеряли способность бороться за свои права, они соглашаются работать за мизерные и недостойные зарплаты. Теперь же, когда все увидели, что можно лучше зарабатывать за границей, многие поехали туда. И эта тенденция набирает обороты. Так что изменение политики зарплат и доходов, как и вопрос изменения политики налогообложения личных доходов — это вопрос будущего страны. Как отреагирует МВФ на повышение минимальной и средней заработной платы в Украине?
В последнее время от МВФ не было слышно официальных заявлений, связанных с протестами по поводу повышения минимальной заработной платы. Раньше такое было в связи с опасениями, что рост минимальной заработной платы вызовет рост дефицита бюджета, но в последнее время — нет. Я думаю, что эксперты МВФ увидели, что удержание зарплат в Украине на низком уровне не облегчает ситуацию с бюджетом, а приводит к тому, что, в виду выезда большого количества людей за границу, доходы бюджета как раз начинают падать. Потому что люди, которые выезжают, прекращают платить налоги, пенсионные взносы и делать все остальные платежи.
В конце концов, они прекращают покупать здесь товары, и соответственно, те налоги, которые включены в цену товаров, тоже не попадают в бюджет. Страна теряет способность выплачивать внешние долги, в том числе и самому МВФ. Это одна из самых серьезных проблем. Поэтому сейчас темы о том, что МВФ против повышения минимальных зарплат, нет. Так что изменение политики зарплат и доходов, как и вопрос изменения политики налогообложения личных доходов — это вопрос будущего страны Почему бизнес не хотел повышать зарплаты?
Потому что, чем выше заработная плата наемного работника, тем ниже прибыль предпринимателя. И предприниматели, используя свое доминирующее положение, особенно в условиях достаточно большой безработицы, которая была в Украине на уровне 10%, могли диктовать свои условия и добиваться понижения зарплат или, по крайней мере, их не повышения. С изменением ситуации многое может измениться в пользу наемных работников, тех, кто работает за зарплату.