В советском кино, подарившем миру важные киноработы, иногда, хотя нечасто, использовалась и «турецкая тема». Газета «Медья гюнлюю» собрала несколько фильмов, снятых в шпионском, военном, комедийном жанрах.
«Джентльмены удачи» (1971)
В этой известной советской комедии тоже упоминается тема Турции… В фильме, от просмотра которого не могут отказаться российские любители кино, советский ученый, профессор по имени Николай Мальцев настаивает на необходимости использовать метод перевоспитания воров в Османской империи. «Надо как в Турции в старину поступали! Посадят вора в чан с дерьмом. Только голова торчит. А над ним янычар с мечом. Через каждые пять минут как махнет мечом над чаном! Вот так он (вор) весь день в чан и ныряет», — рассказывает Мальцев.
«Адмирал Нахимов» (1946)
В этом фильме затрагивается тема Крымской войны. При этом самый интригующий момент картины — сцена пленения турецкого адмирала Осман-паши. Как писала российская пресса, 11 мая 1946 года Центральный комитет Коммунистической партии СССР принял постановление об изменении этой сцены фильма, которая, как сообщалось, не понравилась советскому лидеру того времени Иосифу Сталину. В замененной в рамках принятого решения сцене адмирал Павел Нахимов говорил взятому в плен турецкому паше о том, что Турция всегда должна находиться в мире и дружественных отношениях с Россией. В исправленной сцене русский адмирал говорит Осман-паше: «Когда Турция не ссорилась с Россией, все шло хорошо. Но когда Турция слушалась разных советников (подразумеваются англичане), это кончалось большим несчастьем».
«Бриллиантовая рука» (1968)
Картина, созданная известным советским режиссером Леонидом Гайдаем, является одним из самых популярных комедийных фильмов в истории советского кино. В фильме рассказывается о связанной со Стамбулом международной сети контрабанды золотом и драгоценностями. Первоначально режиссер Гайдай планировал снимать стамбульские сцены на исторических улицах этого города. Но поскольку ему не удалось найти достаточное количество денежных средств, для съемок стамбульских сцен были выбраны улицы Ичеришехира в Баку.
«Кавказская пленница» (1966)
Это еще одна известная и незабываемая комедия Гайдая. В фильме, действие которого происходит на Кавказе, местный чиновник желает жениться на молодой девушке. Создается план похищения невесты. После похищения девушку удерживают взаперти. Чтобы добиться согласия девушки на брак, участники сговора устраивают специальное угощение для нее. Один из них — в этой роли выступил известный советский комик Юрий Никулин — чтобы вызвать расположение девушки, поет следующую песню: «Если б я был султан, я б имел трех жен. И тройной красотой был бы окружен. Но с другой стороны, при таких делах, столько бед и забот, ах, спаси Аллах!»
«Три плюс два» (1963)
Этот советский комедийный фильм, в котором сыграли в том числе такие известные актеры, как Андрей Миронов, Наталья Фатеева, — одна из тех картин, которыми не перестают восхищаться до сих пор. В одной из сцен молодые люди, отдыхающие в палатке на берегу Черного моря, слушают по радио турецкую народную песню «Keziban'ın Alt Odası Sekili» («В нижней горнице Кезибан цветник»). Дается посыл, что песня транслируется из Турции, с противоположной стороны Черного моря.
«Бег» (1970)
В этом известном советском фильме, созданном по мотивам произведений русского писателя Михаила Булгакова, рассказывается история генералов, офицеров Белой армии, русской аристократии, которые после Большевистской революции 1917 года в России бежали через Черное море в Стамбул. Спустя годы выяснилось, что некоторые эпизоды стамбульских сцен снимались «тайно».
«Государственная граница», фильм восьмой (1988)
В этом многосерийном фильме рассказывается об операции, которая проводится американской агентурой с помощью турецкой разведки на советско-турецкой границе. Съемки проходили близ границы с Турцией (на территории Армении). В фильме появляется и трое турецких военнослужащих, которых снимают издалека. Они машут рукой советской съемочной группе.
«Паспорт» (1990)
В этом комедийном фильме Георгия Данелии, советского режиссера грузинского происхождения, повествуется о том, как один из героев отправляется в Израиль вместо своего брата по его паспорту, а на обратном пути домой совершает незаконный въезд в Грузию через Турцию.