Что произошло?
По истечении более двух лет с того моменте, как Соединенное Королевство проголосовало за выход из Европейского союза, Тереза Мэй в результате мучительных переговоров получила, наконец, проект соглашения по выходу из ЕС и готова представить его членам своего кабинета, Парламенту и стране в целом.
Во вторник Мэй объявила о том, что у нее есть текст проекта этой сделки, который занимает 500 страниц. Во вторник вечером она пригласила одного за другим членов кабинета в свою резиденцию на Даунинг стрит, 10 на брифинг по поводу этого соглашения, и ее действия рассматриваются как проявление стратегии «разделяй и властвуй». Некоторые министры, в том числе Андреа Лидсом (Andrea Leadsom) и Пенни Мордонт (Penny Mordaunt), являются активными сторонниками Брексита и выступают за полный выход Соединенного Королевства из таможенного союза, что приведет к ограничению возможности Лондона обсуждать торговые сделки с другими странами. Тереза Мэй должна убедить эту группу в том, что ее члены должны теперь поддержать ее вариант сделки.
Что содержится в этой сделке?
Ключевые элементы этой сделки стали просачиваться поздно вечером по британскому времени.
Одним из наиболее спорных вопросов на переговорах о Брексите является судьба ирландской границы, отделяющей Республику Ирландию (она является членом Евросоюза) от Северной Ирландии (она является частью Соединенного Королевства и поэтому выходит из состава Евросоюза вместе с остальной страной). Установление «жесткой границы» между этими территориями, которые будут иметь различные таможенные правила, вызывает опасения относительно того, что существующий в отношениях между ними хрупкий мир может быть поколеблен.
Судя по всему, Соединенное Королевство согласилось с тем, что будет создан таможенный заслон на всей территории страны — это именно тот механизм, которые позволит не устанавливать никакой жесткой границы в Ирландии после Брексита. Однако такой вариант вызывает негодование у сторонников жесткого выхода из Евросоюза.
Вместе с тем создается впечатление, что этот заслон будет всего лишь временным, а в подготовленном соглашении речь идет о том, что независимый арбитражный комитет примет решение о времени отмены этого общего для страны таможенного барьера (это позволит Соединенному Королевству двигаться к заключению соглашения о свободной торговле, остаться внутри таможенного союза или продлить переходный период). Такой вариант вызывает озабоченность у политиков Северной Ирландии, некоторые из которых дали понять, что не поддержат такое соглашение.
Арлин Фостер (Arlene Foster), лидер Демократической юнионистской партии в Северной Ирландии — партии сторонников союза с Великобританией, которая укрепила влияние после выборов 2017 года, — выступила с таким заявлением по поводу предлагаемой сделки: «Соглашение, устанавливающее новые торговые барьеры между Северной Ирландией и Великобританией, существенным образом подрывает конституционную и экономическую целостность Соединенного Королевства. Это неприемлемо».
Что дальше?
Чрезвычайное заседание кабинета назначено на среду на 2 часа пополудни, и оно, по мнению некоторых источников, продлится три часа. Члены кабинета будут обсуждать предлагаемую сделку, а также «примут решение по поводу последующих шагов», сообщил официальный представитель резиденции премьер-министра на Даунинг стрит, 10.
С учетом того, что Тереза Мэй испытывает определенные сложности в ходе публичных выступлений, некоторые политики заявили о том, что пресс-конференция в прямом эфире не станет лучшим способом для представления этого соглашения народным массам.
Если члены кабинета согласятся с предложенным планом, то тогда, как считают в Европейском союзе, 25 ноября будет проведен специальный саммит по вопросу о Брексите. После этого Мэй представит эту сделку Парламенту, и произойдет это, скорее всего, в середине декабря.
Если это соглашение не будет одобрено, но Соединенное Королевство начнет быстро двигаться к варианту Брексита «без сделки», и в таком случае Британия, судя по всему, покинет Евросоюз без какого-либо соглашения по таким важным вопросам как торговля, статус граждан Евросоюза в Соединенном Королевстве и граждан Соединенного Королевства в Евросоюзе.
Послы стран Евросоюза должны встретиться в Брюсселе в среду для обсуждения подготовки Еврокомиссии к варианту Брексита «без сделки», однако повестка дня была изменена после того, как появились новости по поводу предварительного соглашения.
Получит ли эта сделка одобрение в Парламенте?
Руководитель фракции консерваторов в Парламенте выразил уверенность в том, что сделка будет одобрена. «Мы находимся на важном этапе процесса, который, на самом деле, позволит перевести Брексит в практическую плоскость. Она (Мэй) в течение года или двух лет не может сдвинуться с мертвой точки», — сказал он.
Однако разногласия внутри Консервативной партии по поводу Брексита, и тот факт, что консерваторы не имеют необходимого большинства в Парламенте и нуждаются в поддержке оппозиции или мелких партий, заставляют говорить о том, что ничего еще не ясно.
Пока еще ни один из членов кабинета министров не подал в отставку из-за этого соглашения, как некоторые — в том числе бывший министр иностранных дел Борис Джонсон — сделали это после представления в июле Терезой Мэй своего плана по Брекситу (он получил тогда название «План Чекерс»).
Уже появилась информация о том, что один член кабинета министров, а именно Пенни Мордонт, попросила Мэй о том, чтобы министрам была предоставлена возможность свободно проголосовать в Парламенте. Это означает, что она, возможно, планирует проголосовать против предлагаемой сделки. Активные сторонники Брексита, в том числе Джейкоб Рис-Могг (Jacob Rees-Mogg) и Борис Джонсон заявили, что будут голосовать против сделки, потому что она слишком мягкая. Джонсон назвал это соглашение «достойным вассального государства».
В то же время сторонники проведения второго референдума рассчитывают использовать обсуждение этой сделки в Парламенте для того, чтобы продвинуть свой вариант.
Пока не ясно, поддержат ли лейбористы эту сделку, но если учитывать сделанное во вторник Джереми Корбином заявление, такой вариант представляется маловероятным. Корбин сказал: «Исходя из того, что нам известно о хаотичном ведении переговоров, вряд ли можно рассчитывать на хорошую сделку для страны. Если она не будет отвечать шести нашим требованиям и не будет работать на страну, то мы проголосуем против».