Глава польского правительства Матеуш Моравецкий (Mateusz Morawiecki) принял участие в проходившей в Гамбурге конференции «Будущее трансатлантических отношений». В ходе заседания «Европейский взгляд на будущее трансатлантических отношений» он дискутировал с немецким вице-канцлером и министром финансов Олафом Шольцем (Olaf Scholz).
В число обсуждавшихся тем вошли, в частности, проект создания европейской армии, Брексит, газопровод «Северный поток — 2», будущее Европы после возможного ухода Ангелы Меркель и договор о РСМД, который планируют разорвать США, поскольку его нарушает Россия.
Ведущий дискуссии, журналист еженедельника «Цайт» Генрих Вефинг (Heinrich Wefing) не отказал себе в удовольствии задать польскому премьеру вопрос о реформе судебной системы в Польше и политизации Верховного суда. На это Моравецкий ответил, что такой процесс мы наблюдаем сейчас в Германии: на днях стало известно, что одним из судей немецкого Конституционного суда станет Штефан Харбарт (Stephan Harbarth) — заместитель руководителя парламентской фракции ХДС/ХСС.
Основная часть дискуссии была посвящена теме газопровода «Северный поток — 2». Несмотря на то, что немецкое правительство и канцлер Меркель называют этот проект экономическим, на востоке от Одера все убеждены, что он носит в первую очередь политический характер, подчеркивал Моравецкий. «Когда эта инвестиция будет завершена, Путин может решить, что он может обойтись без газотранспортной системы Украины. Что тогда остановит его от марша на Киев?» — задавался риторическим вопросом глава польского правительства. «Сейчас Путин зависит от транзита через украинскую территорию, и ему приходится считаться с серьезными последствиями отказа от этого маршрута, поскольку поставки газа служат основным источником пополнения российского бюджета, но если появится „Северный поток —2" ситуация изменится», — продолжал премьер. В этом контексте он обратился к цитате Ленина: «Алчные капиталисты готовы сами продать нам веревку, на которой мы их повесим».
В этом контексте следует напомнить, что существующая газовая инфраструктура позволяет транспортировать в Европу из России около 250 миллиардов кубометров газа, при этом объем импорта российского сырья в ЕС составлял в последние годы приблизительно 120 миллиардов кубометров, то есть сейчас используется примерно 50% имеющихся мощностей.
После того как были запущены первые ветки «Северного потока», газопроводы, проходящие через территорию Украины, стали использоваться на 28% их мощностей (ранее этот показатель составлял 58%), а заполняемость самого СП выросла с 36% до 60%. Это показывает, что главной целью новой российской инвестиции станет увеличение объема поставок на запад Европы. Транзит через Украину будет полностью прекращен. При этом, поскольку все члены ЕС ратифицировали соглашение об ассоциации с Украиной, Европе следовало бы выступать против всех действий, которые могут навредить украинской экономике.
В этом контексте следует приветствовать то, что в ходе разнообразных европейских конференций Моравецкий все чаще указывает на опасности, связанные с российско-немецким проектом. Такие аргументы редко звучат в СМИ стран Западной Европы, а поэтому их жители не всегда понимают, на чем основана позиция Польши по этому вопросу. В свою очередь, цитата из Ленина о веревке позволила премьеру показать, насколько серьезна ситуация, и какую роль играет в ней Германия.