Было довольно любопытно, когда президент России Владимир Путин вроде как выступил в защиту российских рэперов, чьи концерты за последние несколько недель были отменены в разных городах России. Любопытно, потому что сложившийся на Западе образ г-на Путина абсолютно не соответствует образу человека, которому мог бы понравиться злой, грубый, нецензурированный рэп, который слушают десятки миллионов подростков и презирают родители и местные власти.
Тем не менее, когда на заседании президентского Совета по культуре и искусству был поднят вопрос об отмененных концертах, г-н Путин, который и сам нередко употребляет в своей речи крепкие выражения из богатого словаря ненормативной лексики, отметил, что мат — это часть рэп-культуры, и что в любом случае будет контрпродуктивно пытаться запретить ту форму поэзии и музыки, которой наводнен интернет.
На заседании совета президент отметил, что из трех китов, на которых зиждется рэп — секс, наркотики и протест — «больше всего беспокоят наркотики». «Это путь к деградации нации, — сказал он. — Но если невозможно остановить, то нужно возглавить и соответствующим образом направлять».
Г-н Путин не уточнил, какие именно формы может принять этот процесс, что довольно печально, потому что многим было бы интересно послушать авторитарный рэп, одобренный Кремлем. На самом деле, уже есть материал, которым можно было бы воспользоваться — в одном хите рэпера Слава КПСС в качестве припева используется имя президента — «Владимир Путин».
Рэп — это не та сила, с которой Кремль готов бороться, по крайней мере, пока рэперы не трогают лично г-на Путина — несмотря на то, что они весьма резко отзываются о властях в целом. Ответ г-на Путина на заседании совета больше походил на желание не будить спящую собаку, чем на какое-либо признание хип-хопа.
Хотя обычно старшие поколения по всему миру возмущаются радикальными изменениями в искусстве, музыке и культуре в целом — вспомните, как американские родители реагировали на Элвиса Пресли, «Битлз», хиппи и поэзию битников, — в России и Советском Союзе искусство издавна было мощной политической силой.
Художники, писатели и музыканты, творившие за границами официальных культурных канонов, были мощной оппозицией Коммунистической партии, и чем меньше власть их признавала, тем более мощной силой они становились. Должно быть, г-ну Путину известно о влиянии народного исполнителя Владимира Высоцкого, который в 1970-х годах стал иконой андеграунда благодаря своим песням о тяжелом положении простых людей. И Ленинград, где г-н Путин вырос, стал родиной некоторых из самых популярных российских рок-групп, которые появились на волне битломании.
Однако существует старая российская традиция, когда государство пытается оказывать влияние на культуру и контролировать ее. Ленин учил, что всякий художник имеет право на свободу, но за этим следовала традиционная советская оговорка. «Мы — коммунисты. Мы не должны стоять, сложа руки, и давать хаосу развиваться, куда хочешь, — писал Ленин. — Мы должны вполне планомерно руководить этим процессом и формировать его результаты».
Предложение г-на Путина «возглавить и направлять» говорит о том, что авторитарные иллюзии трудно искоренить. Такой подход не сработал в прошлом, и он окажется в разы более тщетным в век интернета и социальных сетей. Как заявляют российские рэперы, серьезная проблема России с наркотиками — это не их рук дело, и вымарывание ее описания из их работ не решит ее.