Правительство Соединенного Королевства планирует выход страны из Европейского союза в начале 2019 года. Какой вариант Брексита — жесткий или мягкий — в итоге предпочтут на Британских островах, остается неизвестным: утверждение британским парламентом договора с Евросоюзом по Брекситу перенесено предварительно на середину января. Разногласия по этому договору привели к расколу в правительстве Терезы Мэй (Theresa May), а самому премьер-министру сложно удержаться в кресле, хотя голосование по вопросу доверия партийному лидеру не стало поводом для отставки.
Накануне саммит Евросоюза утвердил 585-страничное соглашение по Брекситу, но уже утверждение этого договора Палатой общин — нижней палатой британского парламента — оказалось сорвано: сама Тереза Мэй отменила голосование, опасаясь громкого поражения: перспектива не получить достаточной поддержки депутатов по-прежнему остается вполне реальной.
Предполагалось, что спорное с британской точки зрения соглашение грозит Терезе Мэй вынесением вотума недоверия. Однако этот, пока наиболее серьезный кризис в своей политической карьере премьер-министр успешно преодолела: ее противники из числа консерваторов не смогли набрать нужное число голосов. Большинство депутатов от ее собственной партии посчитали, что никто не сможет исполнить решение британского народа покинуть ЕС лучше действующего премьера, и Мэй останется главой Консервативной партии, получив и защиту от повторения подобного голосования на ближайший год. Сама Мэй подчеркивала, что переговоры по Брекситу не станут проще, если сменить главу правительства — это их лишь затянет. При этом Терезе Мэй пришлось пообещать, что на следующие парламентские выборы в 2022 году Консервативную партию поведет уже новый лидер — сама премьер-министр, похоже, останется в истории только проводником Брексита.
Камнем преткновения становится открытая граница между Ирландией и Северной Ирландией. Согласно текущему плану, в переходный период (который должен продлиться до конца 2020 года) регион сохранит единую таможенную территорию с Евросоюзом, в связи с чем в Таможенном союзе все это время официально будет оставаться вся Великобритания.
Тереза Мэй не может ударить кулаком по брюссельскому столу так, как это удавалось Маргарет Тэтчер (Margaret Thatcher) — главному примеру в британской политике для нынешнего премьер-министра. Консерваторы в рядах ее собственной партии считают близкий к подписанию договор по Брекситу «унижением» и «позором» для Великобритании. А Мэй вряд ли способна удовлетворить политические запросы соратников, выступая перед Евросоюзом с позиции силы. 27 государств ЕС четко сигнализировали, что никакого пересмотра соглашения не будет, ни в каких дополнительных переговорах нет необходимости: с трудом сочиненный, договор должен быть подписан в том виде, в каком его текст покинул Брюссель. Терпение европейских лидеров не выглядит безграничным: Тереза Мэй оказывается в роли просящей, ЕС просьбы о послаблениях отвергает.
Уже само это положение для Великобритании унизительно: красиво хлопнуть европейской дверью у Соединенного Королевства не получилось. Вероятность того, что Брексит получится хаотичным и дорогостоящим, по-прежнему велика. Если соглашение не удастся утвердить и в январе, не исключена до конца и возможность того, что придется проводить повторный референдум — на котором будет поднят вопрос, ратифицировать ли имеющееся соглашение или все же остаться в составе Евросоюза. Тереза Мэй, безусловно, права в оценке разрушительного потенциала повторного референдума: он «нанесет непоправимый ущерб и еще больше разъединит страну», считает премьер-министр. Каким бы ни оказался исход потенциального второго голосования, сам факт такого плебисцита полностью обновит британский политический ландшафт: ни одному из сегодняшних действующих лиц такое пятно позора будет уже не смыть.