Не всегда мы осмысливали и осмысливаем политическое, культурное и духовное наследие Константинополя в нашей истории. Можно даже встретить негативное отношение к этому наследию. Мол, если бы мы ориентировались на латинский Запад и приняли христианство из Рима, то были бы в Европейском союзе. Если бы.
Но следует учитывать, что в Х в., когда Русь, да и многие европейские народы принимали христианство, Константинополь и в плане политическом, и в плане культурном стоял выше Рима. Это была столица огромной империи, которая рассматривала себя наследником империи Римской. Ее даже именовали Ромейской империей (название Византийская империя является кабинетным термином, а не аутентичным названием). Константинополь был крупным культурным и религиозным центром во времена Средневековья. Наши предки не случайно именовали этот город Царьградом. И этот Царьград длительное время был для них образцом. Даже своеобразным городом-символом.
Из Константинополя-Царьграда на территорию Украины пришло христианство — еще задолго до крещения Владимира. Не случайно у нас появилась и распространилась Андреева легенда. Согласно ней, апостол Андрей Первозванный, которого почитали в Ромейский империи как своего крестителя, прибыл на Русь, на земли, где со временем появились Киев и Новгород. И освятил эти территории.
Форпостом Ромейской империи, собственно Константинополя-Царьграда, в Северном Причерноморье был Херсонес — один из главных центров христианизации наших земель. Здесь Кирилл, креститель славян, нашел Евангелие, написаное руськими письменами. Также в Херсонесе, как говорит «Повесть временных лет», князь Владимир крестился.
Правда, древние русичи ходили походами на Константинополь. В этом городе, как и в других городах Ромайской империи, было чем поживиться. Но с ромеями русичи не только воевали, но и торговали. Первые межгосударственные договоры во времена князя Олега были заключены именно с Ромейской империей. И в данных договорах, в частности, речь шла о торговле.
Из Ромейской империи на Русь прибыл Кирилл, проповедовавший здесь христианство. В Константинополе он получил образование. Отсюда его и послали на славянские земли с христианской проповедью.
Именно из Константинополя князь Владимир взял христианскую веру, сделав ее официальной религией своего государства. Такой шаг не был случайным. Русь с Ромейской империей на то время многое связывало — и в области политики, и экономики, и культурной жизни. Константинопольская церковь стала материнской для церкви Руси.
Князь Ярослав Мудрый, сын Владимира, крестителя Руси, строил Киев, взяв для себя в качестве образца Константинополь. Как у столицы Ромейской империи был собор Святой Софии, так и в Киеве построили Софийский собор. Как в Константинополе были Золотые ворота, так и в Киеве появились подобные.
Киевские князья и в политическом, и даже династическом плане были связаны с Константинополем. Они вступали в семейные отношения с представителями императорского дома ромеев. Сначала это сделал князь Владимир. Его примеру последовали и другие правители Руси.
Именно из Константинополя, Ромейской империи к нам пришло немало культурных достижений. В частности, это касается церковной архитектуры. Руськие зодчие, как правило, брали себе в качестве примера ромейские образцы.
Также из Константинополя, Ромейской империи появилась на Руси разнообразная литература. Например, известные «Изборники Святослава» — это переведенная с греческого и переделанная «Книга о вере». Разнообразные сборники, «Пчела», «Златоструй», «Бисер» и т. д., — это опять же переводы с греческого книг, которые были распространены в Ромейский империи. В конце концов, руськие авторы, писавши жития святых, летописи, разнообразные проповеди, наставления, как правило, подражали ромейским образцам.
Даже после падения Ромейской империи в 1453 г. связи Руси-Украины с Константинопольской церковью не прекращались. Особенно эти связи проявились в конце XVI — в начале XVII в.
В около 1576 г. князь Василий-Константин Острожский учреждает первое высшее учебное заведение Восточной Европы — Острожскую академию. В ней изучался греческий язык. И работали здесь ученые греки из Константинопольской церкви. В частности, таким были Никифор — протосингел (представитель) Константинопольского патриархата на Руси-Украине, а также Кирилл Лукарис, который со временем стал Константинопольским патриархом.
Этот же князь Василий-Константин Острожский посылал своих людей в Константинопольскую церковь за списками Библии. На основе этих списков, в частности греческой Септуагинты, была составлена Острожская Библия — первая печатная Библия на церковнословянском языке.
Немногие обращают внимание, что в конце XVI — в начале XVII в. с Константинопольской церковью было связано братское движение, получившее распространение в Руси-Украине. Константинопольский патриарх предоставил ставропигии некоторым братствам. В результате этого они подчинялись патриарху, а не местному духовенству. Это поднимало статус этих организаций, давало им возможность развиваться.
В 1686 г., когда Московский патриархат насильственно подчинил себе Киевскую митрополию, связи Руси-Украины с Константинопольской церковью заметно уменьшились. Хотя на территории Украины существовали и другие митрополии Константинопольской церкви — Праилавская на юге и Готвайско-Кефайская в Крыму. Правда, они были насильственно ликвидированы Русской православной церковью. Так же этой церковью были отобраны отдельные приходы и монастыри Константинопольской церкви на Закарпатье, существовавшие здесь даже в ХХ в.
Мы обратили внимание только на основные факты, говорящие о связях Украины с Константинополем и Константинопольской церковью. При желании можно приводить и другие факты. Но и этих достаточно, чтобы показать тысячелетнюю традицию наших связей.