Последствия опрометчивого заявления президента Трампа о выводе всех двух тысяч американских военных из Сирии теперь можно увидеть и на месте событий. Вчера Турция, которая жаждала убрать все курдские силы от своих южных границ, послала танки в район Манбиджа — города стратегического значения в северной Сирии, который был базой американских войск, а сейчас контролируется сирийскими демократическими силами, в основном состоящими из курдских отрядов народной самообороны. В ответ курды обратились к Дамаску с просьбой защитить их, вновь заняв город. Сирийская армия пришла в пригороды впервые за шесть лет.
Кажется, конфликту в Сирии пришел конец. Причем, конец циничный и удручающий, в результате которого президент Асад продолжит безжалостно управлять почти всей страной при помощи своих российских и иранских союзников, твердо намеренных помочь ему провести «зачистку». Турция, больше не опасаясь столкновения со своими союзниками по НАТО американцами, похоже, собирается нанести мощный удар по курдским ополченцам, ведущим борьбу против террористов «Исламского государства» (также ИГИЛ, организация запрещена в России — прим. перев.). Брошенные своими американскими союзниками, курды вновь подчинились диктату правительства Асада и подвергаются натиску мстительного президента Эрдогана, который связывает отряды народного ополчения с Рабочей партией Курдистана и клеймит их всех как террористов.
Кроме того, сильно проиграл от этой ситуации Запад. Когда американские силы будут выведены, а это произойдет в ближайшее время, напоминать о международной коалиции, призванной бороться с ИГИЛ, останутся лишь британские и французские войска. Теперь они не будут играть никакой роли в стабилизации Сирии. Их отодвинули на периферию, и они неспособны ни защитить своих курдских союзников, ни сдерживать наступление Турции, ни представлять собой какой-то военный противовес российским и иранским военным, поддерживающим Асада. Несмотря на все протесты министерства обороны, заявляющего, что британские войска будут продолжать играть роль в закреплении побед над ИГИЛ, скорее всего, их скоро будут потихоньку выводить.
Россияне же, в частности, получили все, что хотели: постоянное присутствие в Сирии, сирийского лидера, полностью зависящего от их поддержки, а также расположение ближневосточных держав и политических игроков, признающих главенствующую роль России в регионе. Президенту Путину больше не нужно волноваться по поводу потенциального столкновения с западными силами: скоро они все уйдут. Его пилотам больше не нужно координировать свои бомбардировки с американскими истребителями: американцы в течение некоторого времени не будут летать над регионом. Ирану тоже не надо больше беспокоиться в связи с давлением международной общественности, требующей вывести оттуда его войска (хотя многие иранцы хотели бы, чтобы те вернулись домой). По иронии судьбы, решение Трампа оказалось на руку Тегерану.
У Турции сейчас ключевая позиция. Эрдоган располагает силами, чтобы решительно «очистить» свои приграничные регионы от курдских «террористов», что будет полезно для политического рейтинга в преддверии местных выборов в Турции в марте. Но, вступая в Манбидж, он рискует напрямую столкнуться с правительством Асада и как один из трех участников мирных переговоров в Астане будет остерегаться любой военной конфронтации с сирийской армией и ее российскими покровителями. Зато больше не нужно беспокоиться о том, что США будут против всего этого: Трамп снял с себя всякую ответственность за сирийскую войну.
Чтобы обеспечить удовлетворительное распределение добычи, турецкая делегация прибывает сегодня в Москву после того, как Россия предложила Турции выступить посредником между Дамаском и сирийскими курдами на северо-востоке. Сделку заключат, курдов снова предадут, а Асад, разрушив свою страну, вновь готов взять бразды правления руинами. Кто потерял Сирию? Вот о чем сейчас может поразмышлять Дональд Трамп.