Вашингтон — Следуя приказу президента Трампа свернуть зону боевых действий против «Исламского государства» (террористическая организация, запрещена в России, — прим. ред.), американские военные начали выводить из Сирии часть боевой техники, однако до войск дело пока не дошло, сообщили в пятницу два чиновника министерства обороны. Их заявления прозвучали на фоне продолжающейся неразберихи в планах выхода США из одного из наиболее сложных ближневосточных конфликтов.
По словам официальных лиц, число американских военнослужащих в Сирии на самом деле может немного возрасти в целях обеспечения защиты окончательного вывода войск — как ожидается, эта операция продлится еще не менее четырех-шести месяцев. В настоящее время в северо-восточной Сирии или в долине среднего течения реки Евфрат несут службу около двух тысяч американских военнослужащих, в основном солдат сухопутных войск и морских пехотинцев. Их цель состоит в том, чтобы нейтрализовать оставшиеся очаги сопротивления боевиков «Исламского государства» и не допустить их возвращения во вновь освобожденные районы.
В довольно туманном заявлении американского военного штаба в Багдаде, который курирует борьбу против «Исламского государства», сообщается, что процесс вывода войск из Сирии уже начался. По словам чиновников, в прошлом месяце Трамп заявил о своем намерении вывести американские войска в течение 30 дней.
Но не далее как в воскресенье советник Белого дома по национальной безопасности Джон Р. Болтон (John R. Bolton) сказал, что вывод войск зависит от ряда обстоятельств, которые могут побудить американские войска остаться там на месяцы или даже годы.
Неожиданное объявление, сделанное в пятницу полковником Шоном Райаном (Col. Sean Ryan), спикером возглавляемой Соединенными Штатами коалиции против «Исламского государства», не содержало в себе никаких указаний на вывод войск или на какие-то другие равносильные ему меры, предпринятые Соединенными Штатами.
Полковник Райан заявил, что коалиция «начала процесс намеренного выхода из Сирии», добавив, что никакой подробной информации о «конкретных сроках, местах или передвижениях войск» он предоставлять не будет.
Данное заявление, прозвучавшее через несколько дней после комментариев Болтона, только способствовало хаосу, воцарившемуся вокруг политики Вашингтона в отношении Сирии в то самое время, когда Турция угрожает вторгнуться в страну.
Трамп не пытался скрыть своего желания вернуть войска домой, сказав, что их отправили сражаться против «Исламского государства», а потому их миссия близка к завершению. Приняв, по-видимому, поспешное решение после телефонного разговора с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом (Recep Tayyip Erdogan), в декабре он заявил, что хочет вывести войска в течение месяца.
Результатом этого решения стал уход в отставку двух главных помощников Трампа — министра обороны Джима Мэттиса (Jim Mattis) и Бретта Макгерка (Brett McGurk), специального представителя президента в коалиции, борющейся с «Исламским государством» — и новая формулировка Болтона, воинственно настроенного советника, главная цель которого на Ближнем Востоке заключается в сдерживании амбиций Ирана, занимающего прочные позиции в Сирии.
Отражением этой сумятицы стало сообщение «Интерфакса» о том, что, по словам пресс-секретаря российского МИД Марии Захаровой, которая выступала в пятницу в Москве, заявление американских военных только подкрепляет усиливающиеся сомнения Кремля в том, что Соединенные Штаты в скором времени покинут Сирию.
Похоже, Вашингтон «ищет повод остаться», сказала она. «Не могу разделить уверенность в том, что они уходят, так как официальной стратегии мы так и не видели».
После призыва Трампа к быстрому выводу войск в администрации развернулась полемика, приведшая к продлению сроков: дипломаты пытались найти способ защитить курдских союзников Соединенных Штатов от нападения Турции и cклонить Турцию взять на себя борьбу против джихадистов.
Возможный быстрый вывод американских военных из северной и восточной Сирии встревожил многих аналитиков, которые предупредили, что это может помешать сдерживанию «Исламского государства» и развязать чреватую насилием борьбу между другими силами в Сирии, стремящимися заполнить образовавшийся вакуум власти.
Соединенные Штаты вмешались в сирийский конфликт, чтобы с местными ополченцами, возглавляемыми курдами, сообща бороться с «Исламским государством», к тому времени установившим самопровозглашенный халифат, который простирался вдоль сирийско-иракской границы.
Когда боевики были оттеснены, американская зона влияния достигла примерно одной четверти территории Сирии, где ополченцы создали местные советы для осуществления базового управления.
Сирийское правительство и его российские и иранские союзники хотят вернуть эту территорию по целому ряду причин: нефтяные месторождения; сельскохозяйственные угодья; открытие границы с Ираком; и воссоединение страны, которая после войны, начавшейся еще в 2011 году, пребывает в руинах.
Турция также по-своему заинтересована в этом районе и рассматривает преимущественно курдское ополчение как угрозу национальной безопасности. Она разместила свои войска у сирийской границы и пригрозила отправить их в Сирию для борьбы с курдами.
Вывод американских войск облегчит этим силам продвижение на данную территорию, возможно, ввергнув их в очередной конфликт.