Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ABC (Испания): Карл Мартелл — майордом, спасший христианский мир в битве при Пуатье

© CC0 / Public DomainМихаэль Вольгемут «Танец смерти»
Михаэль Вольгемут «Танец смерти»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В статье испанской «АБС» по истории говорится о том, как преследуемый арабами Эд Аквитанский — майордом франков в 717-741 годах, вошедший в историю как спаситель Европы от арабов в битве при Пуатье — обратился за помощью к фактическому правителю франков, своему бывшему сопернику, Карлу Мартеллу. Мартелл — это молот, который «разит железо, сталь и другие металлы».

В начале VIII века христианская Европа пережила один из самых напряженных моментов своей истории: главная религия континента, христианство, столкнулось на поле боя с мусульманством. С момента падения вестготской Испании набеги арабов на Франкское государство и Королевство бургундов становились все чаще, и наконец майордом Карл Мартелл, дед Карла Великого, собрал армию против угрозы, надвигавшейся из Аль-Андалуса.

Обычно говорят, что великая экспансия ислама началась со взятия Мекки в 630 году и закончилась битвой при Пуатье. Когда в 711 году рухнуло казавшееся несокрушимым вестготское государство, занимавшее территории нынешних Испании и Португалии, вся Европа содрогнулась. Вестготы были разбиты на поле боя всего 15 тысячами человек, в основном берберами, прежде всего, из-за разногласий самих вестготских правителей. После завоевания Аль-Андалуса мусульмане замедлили свое продвижение из-за внутренней борьбы между берберами и арабами. Последние, в свою очередь, тоже были разделены на соперничающие кланы, примирившиеся только ради завоевания земель к северу от Пиренеев.

Набеги на вражеские территории были обычной стратегией мусульман, которые хотели ослабить христианские государства. После нападения на Авиньон и Лион мусульмане предприняли первую попытку завоевания Тулузы в 721 году, оказавшуюся неудачной. Арабы столкнулись с войсками Эда Аквитанского, «римлянина, который сражался с варварами (франками)» с еще большим остервенением, чем при Пуатье.

После поражения Омейядский халифат участил нападения на Аквитанию и сумел разграбить Бордо. Убийство христиан на реке Гаронне было особенно ужасающим: «Арабы пересекли горы, сравняли все с землей и полностью разграбили государство франков. Они наказывали всех мечом, и, когда Эд Аквитанский проиграл бой у Гаронны, ему пришлось бежать».

Майордом «ленивых королей»

Преследуемый арабами с юга, Эд Аквитанский обратился за помощью к фактическому правителю франков, своему бывшему сопернику, Карлу Мартеллу. Мартелл — это молот, который разит железо, сталь и другие металлы. Он родился в 688 году и был основателем династии Каролингов, которая управляла Францией до X века (до 752 года в качестве майордомов, поскольку территория находилась в руках королей-Меровингов). Меровинги, прозванные «ленивыми королями», управляли только номинально, реальной власти они не имели. Мартелл, незаконный сын майордома Пипина Геристальского, был ответственным за организацию франкских войск, отправившихся навстречу мусульманам в княжество Аквитания.

Во главе арабского войска, вторгшегося во Францию в 732 году, стоял Абду-р-Рахман аль-Гафики, который за несколько лет до этого руководил отступлением из Тулузы. Он был одним из табиунов («последователей»), учеников сподвижников пророка Мухаммада, уступавших по статусу только ансарам («помощникам»), которые лично знали Мухаммеда. В кампании 732 года его истинным намерением была не победа над христианской Европой, и даже не завоевание Франции, как считалось на протяжении всей истории. Это был лишь очередной набег, хотя и чуть более амбициозный, чем обычно, в ходе которого Абду-р-Рахман хотел воспользоваться преимуществами быстрых и скрытных вылазок. Тем не менее, при Пуатье мусульмане вновь имели возможность убедиться в том, что они теряли все свои преимущества в горных, болотистых и, прежде всего, лесистых местностях. В ходе этой кампании воинам Абду-р-Рахмана аль-Гафики пришлось пройти и по горам, и по болотам, и по лесам.

После победы над аквитанами мусульмане три месяца занимались грабежом. После перегруппировки люди Абду-р-Рахмана аль-Гафики отправились на север по римской дороге, которая проходила через Пуатье. Город был значимым транспортным узлом. Мусульмане не завоевали Пуатье и, оставив за спиной прекрасно укрепленный христианский город (что было большим риском), продолжили путь на север, прельстившись богатой базиликой святого Мартина в Туре, одном из самых влиятельных центров христианства в Европе. Тур принадлежал не Аквитании, а франкам, и для Абду-р-Рахмана аль-Гафики это означало открытую конфронтацию с Карлом Мартеллом. Майордом Австразии, который откликнулся на зов помощи Эда Аквитанского, принял вызов и отправился на юг.

Абду-р-Рахман не успел дойти до Тура, и в конце октября 732 года христиане с мусульманами встретились между Кленом и Вьеном, неподалеку от римской дороги. Если быть точными, в битве при Пуатье против 20 тысяч франков сражалось не менее 40 тысяч мусульман, хотя среди них многие не были военными.

Кавалерия против «глыбы льда»

Еще сложнее отличить в средневековых хрониках реальность от вымысла. Вероятнее всего, мусульмане начали атаку кавалерией, вооруженной длинными копьями и мечами, и столкнулись с тем, что в хрониках называется «глыбой льда». Стойкие воины Мартелла, выстроенные фалангой, не были столь предсказуемы и бесполезны, как вестготы или гасконцы, и они совершили контратаку на вражеский лагерь.

«…Карл решил дать им правильное сражение и, как могучий воин, выступил против них. С помощью Христа, он опрокинул их палатки и стал молотить их в пыль, а когда пал Абдирама [Абду-р-Рахман], то полностью уничтожил их армию. От бешенства его яростной атаки они рассеялись как жниво, и по воле Христа, он полностью их уничтожил. Так, в этот славный день победы он праздновал триумф над всеми своими врагами», — говорится в хронике «Продолжатели Фредегара».

Непохоже, что бывалый воин Абду-р-Рахман был настолько неосмотрителен, что оставил свой лагерь незащищенным. Скорее всего, после разгрома мусульманских линий бой превратился в отчаянную борьбу за спасение огромной добычи, хранившейся в палатках. Другие хроники даже говорят, что именно Эд Аквитанский неожиданно зашел с тыла и уничтожил вражеский лагерь. Меньше всего сомнений вызывает то, что затем произошла окончательная резня и что Абду-р-Рахман пал, настигнутый копьем.

Под прикрытием ночи мусульмане покинули поле боя, оставляя позади палатки и 12 тысяч убитых товарищей. Резня продолжалась два дня, хотя она и не была такой страшной, какой ее описывают христианские хроники. Вдогонку за арабами кинулись слишком поздно и не организовано. Как раз когда Мартелл собрался в путь, он получил плохие известия о политической ситуации на границе Рейна, хотя, возможно, это было просто предлогом, чтобы скрыть очевидное: захваченную добычу мусульман было непросто везти с собой во время преследования. Жадность предотвратила дальнейшее кровопролитие.

Мартелл умер через девять лет после битвы и был похоронен в церкви аббатства Сен-Дени под Парижем. Это доказывает, что он был лучшим майордомом во дворце Меровингов и величайшим защитником христианства своего времени. Не зря историк Дэвид Николль в книге «Пуатье. 732 год н.э.» говорит, что арабо-исламская экспансия, начатая в середине VII века, закончилась, когда Мартелл сумел победить их при Пуатье.