Премьер-министр Японии Синдзо Абэ приехал в Москву, чтобы провести личную встречу с президентом России Владимиром Путиным — уже 25-ю с момента своего вступления в должность в 2012 году, — на этот раз с новыми надеждами на то, что этим странам удастся наконец урегулировать давние разногласия, существовавшие с момента окончания Второй мировой войны. Прошло уже более 70 лет после завершения той войны, а Россия и Япония технически остаются в состоянии войны друг с другом, и подписание мирного соглашения занимает одну из верхних строчек в списке приоритетов Абэ. Ожидается, что на этих переговорах, начало которых назначено на 22 января, будет обсуждаться статус Курильских островов, которые расположены между самой северной префектурой Японии Хоккайдо и российским полуостровом Камчатка.
Если бы не их затянувшийся послевоенный антагонизм, геополитическая конфигурация Северо-Восточной Азии и общие экономические и стратегические интересы этих двух стран обусловили бы более тесные отношения между Японией и Россией. Однако постоянно прерывающиеся переговоры по вопросу о территориальных спорах за много лет так и не привели к значимым результатам, и каждая неудача порождала лишь новые взаимные упреки. Почти три десятилетия назад предсмертным желанием отца и наставника Абэ Синтаро Абэ (Shintaro Abe) стал долгосрочный мир с Россией, и с тех пор, как Абэ вернулся на должность премьер-министра страны в 2012 году, он рассматривал этот вопрос как один из важнейших приоритетов своей политики.
Абэ занялся налаживанием отношений с Москвой с новой силой после того, как в сентябре 2018 года в третий раз стал премьер-министром страны. Прочно закрепившись во власти и не желая снова откладывать этот вопрос в долгий ящик, Абэ поставил амбициозную цель: подписать это соглашение к тому моменту, когда Путин и лидеры стран «Большой двадцатки» соберутся на саммит в Японии. В стремлении достичь этой цели он рассчитывает на то, что его длительное пребывание в должности премьер-министра и мощное политическое влияние внутри страны помогут ему преодолеть те внутриполитические проблемы, которые срывали прежние попытки его предшественников.
Абэ стремится закрепить свое наследие. Решив один из самых сложных и давних дипломатических вопросов послевоенной эпохи в преддверии июльских выборов в верхнюю палату, он может подготовить почву для достижения других своих целей, таких как внесение поправок в пацифистскую конституцию Японии. Однако, как и прежде, его попытки наладить отношения с Россией — это рискованная игра. Москва продемонстрировала весьма слабую заинтересованность в компромиссе по Курильским островам, которые были захвачены у Японии во время Второй мировой войны, и вместо этого ужесточила позиции касательно суверенитета всего архипелага. Растущий разрыв между Японией и Россией в вопросе суверенитета и будущего этих островов снижают вероятность успеха переговоров, — учитывая сроки, о которых объявил Абэ.
Большие надежды, слабый прогресс
По мере затухания холодной войны Россия и Япония пришли к мысли о том, что их общие стратегические интересы могут обусловить необходимость более близкого партнерства. В последние годы своего существования Советский Союз пытался выйти из изоляции, которую ему устроил Запад, и вдохнуть новую жизнь в свою слабеющую экономику. После его распада постсоветская Россия была вынуждена собирать себя по кусочкам, поэтому воспринимала прорыв в отношениях с Токио как гораздо более значимый приоритет. В тот момент Москва была готова пойти на уступки и как минимум частично удовлетворить территориальные требования Японии касательно Курильских островов. Однако несогласованность приоритетов и смена правительств в обеих странах, — не говоря уже о требовании Японии вернуть все четыре спорных острова, прежде чем она подпишет мирное соглашение с Россией, — обрекли все те попытки на провал. Этот вопрос был отложен в долгий ящик более чем на 10 лет, однако с приходом Абэ к власти в 2012 году у двух стран вновь возникла надежда на успешные переговоры. Но в последующие годы изменился не только геополитический ландшафт, но и позиции России и Японии на переговорах.
Однако, если говорить о Москве, то территориальные споры и мирное соглашение являются для нее гораздо менее значимым приоритетом, нежели для Токио. С точки зрения Москвы, двусторонние отношения между этими странами развивались на протяжении 70 лет в отсутствие мирного соглашения, и пока довольно ограниченные японские инвестиции в российскую экономику не принесли России какой-либо значимой практической выгоды. Учитывая, что история контроля Японии над спорными островами давно осталась в прошлом, и что Россия уже реализует стратегию укрепления контроля над островами при помощи средств военного и экономического развития, Москва демонстрирует чрезвычайно слабый интерес к компромиссу — и к заключению соглашения. А с учетом того, что свежи воспоминания о крымском кризисе, Путин, — тоже борющийся с экономическими проблемами и сталкивающийся с уменьшением своей базы поддержки, — понимает, что сейчас находится не в том положении, чтобы идти на какие-то территориальные уступки, не договорившись о более значительных уступках со стороны Японии.
Возрождение надежды
В последние два года растущий список общих стратегических интересов России и Японии стал основой для их постепенно улучшающихся двусторонних отношений. Однако хорошо знакомые камни преткновения — несовпадение приоритетов и неуступчивость в вопросе суверенитета островов, которые препятствуют урегулированию их территориального спора и, таким образом, подписанию формального мирного соглашения, — остались прежними. Однако недавно появилась новая надежда на прогресс. В ходе двух личных встреч с ноября 2018 года и Абэ, и Путин пообещали ускорить подготовку к мирным переговорам и создать новый формат переговоров, переложив ответственность за этот процесс на своих дипломатов. Лидеры стран принципиально договорились взять за основу переговоров Советско-японскую декларацию 1956 года, где говорится, что Россия передаст Японии два острова, Шикотан и Хабомаи, после подписания мирного соглашения.
В прошлом Абэ и некоторые его предшественники рассматривали возможность занять такую позицию на переговорах. Но, взяв декларацию 1956 года за отправную точку, Абэ сигнализирует, что он в большей степени готов изменить прежде негибкую позицию Токио, а это в свою очередь породило надежды на то, что японская сторона предпримет искреннюю попытку достичь компромисса. Кроме того, учитывая, что прежде прогрессу в переговорах не раз мешали внутриполитические проблемы Японии и смены режимов, Абэ постарался позиционировать себя как самого подходящего японского лидера для подписания мирного соглашения в ближайшем будущем, — в конце концов, в сентябре 2021 года ему придется покинуть пост премьер-министра.
Начинается самый сложный этап
Важно помнить, что, обозначив отправную точку на переговорах, Токио и Москва просто вернулись к тому, с чего они начали несколько десятилетий назад. Действительно, несмотря на искреннюю заинтересованность Абэ в подписании соглашения, именно готовность Путина продемонстрировать гибкость станет решающей переменной в ответе на вопрос о том, насколько успешными могут оказаться эти переговоры.
Сейчас перспективы переговоров выглядят не слишком многообещающими, что неудивительно. Хотя Япония публично демонстрирует оптимизм касательно будущего соглашения, Россия возразила против показавшихся ей чрезмерно оптимистичных высказываний Японии о ее ожиданиях касательно готовности России к компромиссу. Учитывая повышенную чувствительность России в вопросах суверенитета после аннексии Крыма в 2014 году, Путин будет действовать очень осторожно, чтобы избежать негативной реакции общественности в тот момент, когда его рейтинг в России снижается. В российском обществе существует мощный консенсус против передачи каких-либо территорий Японии. Согласно результатам недавнего опроса, более 75% россиян выступают против соглашения с Японией по Курилам. Именно это и объясняет жесткую позицию Москвы. В ходе недавней встречи министра иностранных дел России Сергея Лаврова с его японским коллегой он подчеркнул, что первым условием России будет полное признание Японией итогов Второй мировой войны, включая признание российского суверенитета над всеми спорными островами. В результате, даже если Россия передаст контроль над двумя островами в соответствии с декларацией 1956 года, в конечном счете она все равно сохранит свой суверенитет над ними.
С точки зрения японской общественности, такое предварительное условие обрекает переговоры на провал. Занимая такую позицию, Россия оставляет себе возможность выдвинуть еще больше требований, — возможно, даже потребовать, чтобы на островах Шикотан и Хабомаи не было американских военных даже после их передачи Японии или, чтобы Токио пересмотрел отношение к развертыванию американской инфраструктуры противоракетной обороны на своих территориях. Такие требования являются отражением обеспокоенности Москвы тем, что любой компромисс между Японией и США явно перевешивает ее надежды на то, чтобы использовать Японию в качестве противовеса растущей мощи Китая и чтобы вбить клин между Японией и США. Россия всегда очень остро реагировала на предложения уступить в вопросах суверенитета, если это могло привести к расширению американских военных баз или ракетных объектов. Однако вполне возможно, дверь еще не полностью закрыта. Как сообщает японское информационное агентство Киодо (Kyodo), Япония и Россия рассматривают возможность включить в текст мирного соглашения особый пункт касательно гарантий безопасности, где будет сказано, что они будут воздерживаться от враждебных военный действий в отношении друг друга, подразумевая, что переговоры продолжатся. В конце концов, заявление об этих требованиях демонстрирует расхождение в позициях и целях Японии и России касательно этих островов, а также то, сколько Абэ придется сделать, чтобы достичь желанного прорыва. Проблема заключается в том, что у Абэ остается очень мало времени.