В русском языке нет слова для обозначения «снежного хаоса». В России поезда приходят вовремя, несмотря на непогоду. Почему российские поезда и электрички ходят по расписанию, тогда как шведские останавливаются? У московского корреспондента «Дагенс нюхетер» есть ответ.
Я езжу на метро и троллейбусе в России практически каждый день. В Москве очень развит общественный транспорт, есть автобусы, троллейбусы, трамваи, метро и скоростные поезда. Сотни тысяч людей из пригородов каждое утро добираются до центра города на электричках. После работы они едут обратно.
Не могу сказать, что в этих электричках особенно уютно или хорошо пахнет. Стоять в битком набитом троллейбусе, качаясь туда-сюда в пробках, — тоже не самый комфортабельный способ добираться до работы. В метро приходится затыкать уши, чтобы не оглохнуть от громыхания вагонов.
Но факт остается фактом: на российский общественный транспорт можно положиться, он работает.
Поезда, троллейбусы, метро. В России все ходит по графику вне зависимости от скачков температуры, морозов, слякоти, гололеда. Зимой ездить на общественном транспорте в Москве еще и безопаснее, поскольку таксисты не всегда вовремя меняют резину на зимнюю.
В Сибири температура зимой часто опускается ниже минус 40, но на железных дорогах там практически никогда нет проблем из-за снега. Поезда там ходят… как по рельсам.
Я звоню подруге, которая живет в восточном пригороде Москвы — в Железнодорожном. Каждое утро она ездит на работу на электричке и каждый вечер так же возвращается домой. В Москве эта зима оказалась необычайно снежной.
«Ты опаздывала на работу из-за того, что шел сильный снег или было очень холодно?» — спрашиваю я ее.
«Опаздывала? Нет. Рельсы же чистят», — удивленно отвечает моя подруга.
Лишь однажды, вспоминает она, электричка опоздала: это было осенью, когда пути обледенели из-за ледяного дождя.
«Но задержки были небольшими. Тут же послали людей, которые очистили пути».
Ключевая информация здесь: послали людей.
В России все железные дороги и весь уход за ними по-прежнему полностью в ведении государства. Есть целая армия дорожных рабочих, которых отправляют убирать снег или сбивать лед сразу же, как только возникает необходимость.
Разница между Россией и Швецией в данном случае очень проста. Речь идет о количестве рук. Когда меняется температура или разражается непогода, «Российские железные дороги» моментально отправляют людей с этим разбираться. Если нужно, они будут решать проблему даже посреди ночи.
Вопрос сводится к тому, куда направлять ресурсы. В России по-прежнему считается нормальным, что множество сотрудников РЖД преимущественно занимаются чисто физическим трудом.
Надеюсь, модернизация никогда не доберется до России в том, что касается контроля состояния железных дорог.