Соединенные Штаты на протяжении нескольких лет пытаются пустить под откос проект строительства российского газопровода в Европе. Франция только что нашла способ уничтожить его — и в процессе этого вполне может положить конец восстановлению дружественных отношений с Берлином.
В эту пятницу в Брюсселе Совет Европейского Союза проведет голосование по малопонятной и загадочной директиве, которая предусматривает распространение рыночных правил ЕС на энергетические проекты, начинающиеся в третьих странах, такие как прокладываемый из России «Северный поток — 2». Франция, неожиданно сделав разворот на 180 градусов, решила поддержать эту директиву, о чем поспешила сообщить немецкая пресса. Это может вызвать возмущение в Германии, которая очень хочет построить трубопровод совместно с Россией. Это может также поставить крест на данном энергетическом проекте стоимостью 11 миллиардов долларов, который является приоритетным для российского президента Владимира Путина.
Такое изменение правил, обсуждавшееся в той или иной форме более года, может иметь последствия не только для этого проекта. Заставив третьи страны играть по правилам ЕС в энергетической сфере, Брюссель, по всей видимости, взял в перекрестье прицела излюбленную тактику России: посредством энергетического экспорта выкручивать руки своим небольшим соседям, особенно из Центральной и Восточной Европы.
«Если это случится, Россия уже не сможет вести геополитические игры с трубопроводными проектами», — сказал Алан Райли (Alan Riley) из Атлантического совета.
Трубопровод «Северный поток — 2» вызывает большую полемику и разногласия с того момента, когда российский «Газпром» и группа западных компаний в 2015 году объявили о его строительстве.
Москве нравится идея проложить второй прямой маршрут к своему самому главному европейскому потребителю, особенно в связи с тем, что маршрут этот идет в обход Украины. Москва считает ее назойливой соседкой и ненадежным партнером в вопросе газового транзита. Германии как самой крупной европейской экономике нравится этот проект, так как он позволит удвоить объемы дешевого российского газа, перекачиваемого прямиком на ее территорию. Газ ей нужен во все больших количествах, так как она отказывается от угля и атомной энергии. Правда, в начале прошлого года Германия начала задумываться не только о коммерческих, но и о более масштабных геополитических аспектах данного проекта.
Однако многие страны в Центральной и Восточной Европе, не говоря уже о США, возненавидели его с самого начала, опасаясь, что он приведет к усилению европейской зависимости от России, которая поставляет энергоресурсы в Европу на фоне роста напряженности между Москвой и Западом.
В частности, Украина видит в «Северном потоке» угрозу своему существованию, поскольку он буквально отрежет ее от российского экспорта, из-за чего она может остаться и без газа, и без остро необходимой ей платы за транзит. Другие восточноевропейские страны тоже опасаются, что «Северный поток» даст России новые возможности манипулировать газовыми поставками в Европу, что она уже неоднократно делала в последние годы.
«Польша рассматривает „Северный поток — 2" как существенную угрозу миру и безопасности на европейском континенте, поскольку он усилит зависимость европейских стран от российских энергоресурсов и может привести к эскалации российской агрессии против Украины», — заявил недавно министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович (Jacek Czaputowicz).
Вашингтон выступает против этого проекта со времен администрации Обамы. Его противодействие еще больше усилилось, когда к власти пришел Дональд Трамп, который под давлением конгресса склонен наказать Россию за вторжение на Украину и за вмешательство в американские выборы в 2016 году.
В 2017 году американский конгресс принял новые жесткие санкции, из-за которых российские энергетические проекты впервые оказались под угрозой экономических репрессий США. Это значительная опасность для страны, которая львиную долю доходов получает за счет экспорта нефти и газа. С тех пор американские руководители неоднократно предупреждали западные энергетические фирмы, которые вместе с «Газпромом» строят этот газопровод, что они тоже рискуют подвергнуться санкциям. В январе американский посол в Германии Ричард Гренелл (Richard Grenell) предостерег немецкие фирмы, что если они продолжат реализацию проекта, против них могут быть введены санкции.
Но несмотря на американские угрозы и европейское противодействие, строительство трубопровода, по которому сибирский газ планируется перекачивать через Балтийское море в Германию, продолжается, и «Газпром» заявляет, что оно может быть завершено в этом году.
Именно поэтому так важна радикальная смена позиции Франции, которая прежде занимала сторону Германии и некторых стран поменьше, выступая против новых правил ЕС, а теперь решительно их поддержала. (Франция заявляет, что работает с Германией над пересмотром формулировок этой новой директивы, так что в последний момент она может пойти на компромисс или несколько поменять свою позицию.)
Данная директива распространяется на ту часть трубопровода, которая выходит на берег Германии, но не на весь проект; однако новых правил будет достаточно для того, чтобы создать неопределенность для всего трубопровода, говорит Катя Яфимава (Katja Yafimava) из Оксфордского института энергетических исследований (Oxford Institute for Energy Studies).
Соблюдение новых рыночных правил ЕС, согласно которым операторы трубопроводов должны предоставлять свою инфраструктуру другим поставщикам, не имеет никакого смысла для «Северного потока — 2», потому что другого газа для закачки в его трубы нет, а есть только тот, который «Газпром» добывает в Западной Сибири. Россия может попытаться добиться для себя исключения из этих правил, однако последнее слово всегда будет за Брюсселем, и он сможет установить пределы по объемам продаваемого Россией газа. В то же время, говорит Яфимава, если действие новой директивы будет распространено на трубопровод, строительство которого началось в прошлом году, это гарантирует острую судебную тяжбу.
Новая директива ЕС подвергается критике. Многие считают, что Брюссель таким способом неправомерно политизирует свои нормативно-правовые полномочия, поскольку новые правила совершенно очевидно направлены почти исключительно против российского трубопровода, не распространяясь на действующие трубопроводы, проложенные в Европу из Северной Африки.
«Это предельно понятный признак политизации европейских норм и правил, которая может подорвать доверие инвесторов», — говорит Яфимава. Консалтинговая компания «Артур Д. Литл» (Arthur D. Little) отмечает, что последняя версия новой директивы лишь «увеличивает бюрократию, неопределенность и затраты», и в итоге ведет к чрезмерной концентрации власти в Брюсселе в ущерб национальным правительствам.
Эксперты по энергетике не могут однозначно сказать, необходим ли «Северный поток — 2» для обеспечения поставок недорогих энергоресурсов в Европу. А может, это геополитическая ловушка, имеющая целью усилить российское влияние? Спрос на газ в Германии растет, особенно в связи с тем, что она отказывается от угля и атомных электростанций.
Американские представители неоднократно призывали Германию и прочие европейские страны покупать газ в США, что позволило бы им снизить зависимость от Москвы. Но основная часть американского газового экспорта идет танкерами в Азию, а не в Европу. Кроме того, танкерный сжиженный газ намного дороже трубопроводного, далеко не у всех стран есть доступ к береговым газовым терминалам. Другие источники газовых поставок либо незначительны по объемам, либо слишком далеки, скажем, газ с Кавказа; или же эти запасы недостаточно освоены, скажем, газовые месторождения в восточном Средиземноморье.
Многие считают «Северный поток» исключительно важным по следующей причине: газодобыча в Европе резко сокращается, а континенту нужно все больше газа. Российский газ рядом, его много, и он дешев.
«На мой взгляд, „Северный поток — 2" реально необходим для обеспечения европейской (а не только германской) газовой безопасности, — говорит Яфимава. — Таким образом, Европа сама себе ставит подножку».
Решение Франции поддержать новые правила, о котором ликующе закричали СМИ по всей Европе, наверняка будет иметь последствия далеко за пределами энергетической сферы. Всего несколько недель тому назад Франция и Германия закрепили возобновленное партнерство, решив совместно играть ведущую роль в Европе. Они заключили «Ахенский договор» об углублении двустороннего сотрудничества по целому ряду направлений, включая внешнюю политику, оборону и торговлю.
Поддержав противников «Северного потока» из Центральной и Восточной Европы, Париж вполне может усилить свое влияние в этих европейских странах, но его действия наверняка приведут к росту напряженности в отношениях с Германией, которые и без того подверглись серьезным испытаниям из-за разногласий в вопросах торговли.
Можно сказать, что эта напряженность уже возникла. За несколько часов до французского поворота кругом немецкие средства массовой информации сообщили, что президент Франции Эммануэль Макрон отменил свою поездку на Мюнхенскую конференцию по безопасности, где он должен был выступить совместно с канцлером Германии Ангелой Меркель.