Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Svenska Dagbladet (Швеция): «лингвист», которого любил Сталин, — какое-то время

© CC0 / Public Domain Armenia PostПочтовая марка Армении к 150-летию Н. Я. Марра
Почтовая марка Армении к 150-летию Н. Я. Марра
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Грузин Николай Марр долгое время был любимым лингвистом Сталина. Он выдвигал теории, за которые коллеги его критиковали и даже ставили под вопрос его психическое здоровье. Вдобавок он продвигал «марксистскую лингвистику», но в конце концов даже Сталин не смог не признать, что идеи Марра не имеют с наукой ничего общего, пишет «Свенска дагбладет».

Сначала Сталин влюбился в «марксистскую лингвистику», согласно которой то, как люди используют язык, скорее связано с классовой принадлежностью, чем с историческим наследием. Но со временем и советский диктатор понял, что эта теория не имела с серьезными лингвистическими исследованиями ничего общего.

В предыдущей статье я выразил опасения насчет политизации науки. Вот вам предостерегающий пример из истории.

Идеи грузина Николая Яковлевича Марра (1865-1934) со временем отправились на свалку истории. Были ли у него прочные идеологические убеждения до 1917 года, неизвестно, но он приветствовал революцию и после захвата власти большевиками занял позицию «придворного лингвиста».

Еще ранее он выдвигал теории, за которые коллеги его критиковали и даже ставили под вопрос его психическое здоровье. Утверждалось, что Марр был недоволен тем, что его родной язык, грузинский, не входит в такую впечатляющую языковую семью, как индоевропейская. Марр заявил о существовании другой языковой семьи, куда якобы входят грузинский и еще несколько близких языков, которые не назовешь очевидно индоевропейскими. В честь одного из сыновей библейского Ноя он назвал эту семью яфетической и начал включать туда все больше языков (баскский, арабский, этрусский…).

Даже в индоевропейских языках после некоторых разысканий находились следы яфетического языка, который некогда использовали предки нынешних носителей этих языков.

После падения царя Марра посетило осознание, что язык больше зависит от классовой принадлежности, чем от исторического наследия, и что традиционная лингвистика была «буржуазной». Дальнейшие раскопки показали, что речь пролетариата на разных языках имеет гораздо больше общего между собой, чем с речью буржуазного правящего класса. Даже русский и украинский на самом деле не родственны, счел лингвист (но после окончательной победы все различия должны были в любом случае исчезнуть).

Когда Марр понял, что наука никак не может быть вне политики, он заявил, что те, кто отстаивал теорию родства индоевропейских языков, на самом деле оправдывали притеснение различных народов. Язык теперь был поочередно то «идеологической надстройкой», то «средством производства».

Сначала правитель страны Сталин был очарован. Это была чисто марксистская лингвистика, и государство восхваляло автора «марризма» как гения всю его жизнь, награждая всевозможными орденами.

Падение Марра случилось через значительно время после его смерти. Его продолжали восхвалять вплоть до 1950 года, когда лидер страны начал публиковать в «Правде» собственные статьи о нелепости марризма. Конечно, в первую очередь Сталин вошел в историю как безумный деспот и убийца, но он был достаточно образован и, похоже, немного разбирался и в лингвистике. Пусть изначально он и восхвалял Марра, а некоторые лингвисты пали жертвами его любви к казням, хотя бы эти его статьи в «Правде» сделали что-то хорошее для науки о языках.

Самое долгосрочное наследие Марра заключалось в том, что он надолго затормозил развитие серьезных лингвистических исследований в СССР.

Сегодня Марр решил бы придерживаться идеологии, известной под именем «левой». Конечно, ту же самую мораль можно было бы проиллюстрировать и какой-нибудь бредовой идеей «правых». Однако вывод будет одинаковым: едва ли позволять идеологии идти впереди научных суждений — это хорошая мысль. А глупость встречается в любом политическом крыле.

Обсуждение
Комментариев: 45
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
За Гуманизм
10 февраля 2019, 02:27
Сын шотландца Джеймса Марра. Профессор (1902) и декан (1911) Восточного факультета Петербургского университета. C 1909 года — в Академии наук: адъюнкт по Историко-филологическому отделению АН (литература и история азиатских народов)с 7 марта 1909 года экстраординарный академик с 14 января 1912 года ординарный академик с 1 июля 1912 года. Церковный староста. С 1914 года — действительный статский советник. В 1929—1934 годах был председателем Российского Палестинского Общества. в октябре 1933 года он перенёс инсульт. .. По случаю смерти и похорон Марра в Ленинграде были отменены занятия в школах.. Царский Академик..а почет в СССР имел ..
Б
Боеслав
10 февраля 2019, 02:55
За Гуманизм, ой да ладна Вам. Всему цыблиблизобаноному чилавечеству известно, что страна рабочих есть сущее зло, а страна олигархов сущее добро. Покайтесь.ПОКАЙТЕСЬ(по прайс листу всего 150 баксов) пока Вас не отлучили от церкви всея демакратическаго обществаю
Б
Боеслав
10 февраля 2019, 02:47
Вот капец, народ правил 70 ле только в В Великом Союзе и только в нём, эти некрасивые сучества с нашими некрасавцами развалили Великую страну трудяк и сельхозников. И что мы имеем в итоге? Прошло 29 лет и эти существа с запада , давлеющие над своими рабами считают,что? СССР всё ещё жив? Наверное пока жива наша Страна они спать так и не смогут? И что нам теперь делать? Опять прыгнуть под бояр? Я знаю что сейчас так и идёт. Только есть одно отличие. СССР даровал нам свободу, посадив на вилы бояр. И,я так думаю, мы так же поступим.
zwaan
10 февраля 2019, 03:19
«Николай Марр — марксистский лингвист». ——— В отличие от Джеймса Бонда, «изощрённого лингвиста». По мнению мисс Манипенни...
Полупроводник
10 февраля 2019, 04:00
zwaan, надо же, какое кино Вы смотрите под виски с шашлычком...
n
nik_anat15
10 февраля 2019, 11:46
zwaan, Зато прояснено появление слова маразм))
Полупроводник
10 февраля 2019, 03:49
Да, грузины любят править русскими.
n
nik_anat15
10 февраля 2019, 11:47
Полупроводник, Зачем вы так про Одессу? Там не только русские живут.
3
3lirium
10 февраля 2019, 05:19
> Утверждалось, что Марр был недоволен тем, что его родной язык, грузинский, не входит в такую впечатляющую языковую семью, как индоевропейская. Марр заявил о существовании другой языковой семьи, куда якобы входят грузинский и еще несколько близких языков, которые не назовешь очевидно индоевропейскими. Этим самым Марр вполне даже предвосхитил идеи современной ностратики.
Sator
10 февраля 2019, 05:35
3lirium, ностратика - это чисто умозрительная концепция, ничем и никем толком не доказанная. Степень её "научности" сопоставима с рассуждениями о рептилоидах с Нибиру. "Среди лингвистов ностратическая гипотеза нередко критически отвергается. Она была подвергнута критике различными специалистами, считается весьма спорной, и её выводы не принимаются многими индоевропеистами и компаративистами, которые рассматривают теорию ностратических языков либо как, в худшем случае, полностью ошибочную или как, в лучшем случае, просто неубедительную". ru.wikipedia.org/wiki/Ностратические_языки
3
3lirium
10 февраля 2019, 09:17
Sator, я абсолютно согласен, что до полной научной убедительности ностратике пока далеко. Тем не менее, все ж, не рептилоиды и не Нибиру. ))
Sator
10 февраля 2019, 18:13
3lirium, до "полной научной убедительности"? Ха-ха-ха! Она там и не ночевала! Обычная ФАНТАЗИЯ!
J5
Jackson 57
12 февраля 2019, 11:26
Sator, Видите ли, уважаемый, если говорить о т.н. "полной научной убедительности", то в ваших постах её ещё менее, чем где-либо. Нет, я понимаю, что вполне в академических традициях поливать друг друга в соответствующих изданиях, стучать на оппонентов в Охранку, лупить по головам указками и даже стягивать с кафедры за бороду... Но побойтесь бога, сударь, мы не в Институте Прикладной (с ударением на "при...") лингвистики, и здесь ваши высокоакадемические манеры неуместны.
Sator
10 февраля 2019, 05:31
Вот к какому безумию приводит коммунизм!
Кольский лопарь
10 февраля 2019, 09:50
Sator, коммунизм приводит к победе над нацизмом, например.
Sator
10 февраля 2019, 18:14
Кольский лопарь, чушь и бред. Это не коммунисты победили нацистов, а русские победили немцев. Следуя твоей забавной "логике" (если это слово вообще к тебе применимо) можно, например, сказать, что либерализм приводит к победе над коммунизмом. А значит, типа, "круче"
Кольский лопарь
10 февраля 2019, 18:29
Sator, а победившие нацистов русские кем были, мнорхистами или либералами? Либерализм сливал фашистам пока те на коммунистов не нарвались.
Sator
10 февраля 2019, 20:22
Кольский лопарь, ты удивишься, но русские в подавляющем большинстве своём сражались не за победу коммунизма над фашизмом, а ЗА РОДИНУ против врагов. А какую там они идеологию исповедывали, им было абсолютно пофигу!
Кольский лопарь
10 февраля 2019, 21:16
Sator, ты будешь удивлён, но многие враги большевиков, в том числе и русские, сражались за Гитлера.
Sator
10 февраля 2019, 22:00
Кольский лопарь, поскольку вторая мировая война является, во многом, продолжением гражданской войны, нет ничего удивительного, что многие русские сражались против большевиков. Тем не менее, это не отрицает того обстоятельства, что мотивация большинства русских, сражавшихся на стороне СССР, была именно патриотической, а не идеологической.
Кольский лопарь
10 февраля 2019, 22:06
Sator, ну да, Гитлер так и сказал немцам - Давайте нападем на СССР и продолжим гражданскую войну в России.))) Воистину вв пример того, как тупой антикоммунизм переходящий в русофобию лишает человека разума.
Sator
10 февраля 2019, 22:19
Кольский лопарь, ты несёшь околесицу. Начнём с того, что если бы не было разрушения России Бланком и Джугашвили и создания русофобско-интернационального коммунистического государства, несущего опасность не только русским (это само собой), но и всему миру, то не было бы и Гитлера. Это первое последствие совка. Ну и вторым является то, что в то время, как Гитлер во время войны решал свои задачи и задачи своей страны, русские эмигранты, присоединившиеся к вермахту во время второй мировой, продолжали гражданскую войну против коммунистов. Таким образом, вторая мировая война была одним из кровавых последствий прихода к власти коммуняк. Но это не отрицает того обстоятельства, что большая часть русских. сражавшихся на стороне СССР, руководствовалась патриотическими, а не идеологическими мотивами. (Как и часть вынужденно противостоящих им белоэмигрантов. Таков парадокс войны.)
l
lietusgazele
10 февраля 2019, 23:22
Sator, так это значит, разрушенная Джугашвили Россия(СССР) победила Германию вкупе со всеми ее сателлитами, почти всей Европой, фактически? И даже с белой эмиграцией, которой не удалось утопить в крови восстание народа при помощи Антанты, сначала? Понадеялись, что Гитлер вернет их поместья, такой цивилизованный? Сударь, вы глупы. Война-это грабеж, в государственных масштабах. Советское государство сумело победить, что говорит о правильной экономической системе, Советской системе, в отличие от оголтелого капитализма, какой была Германия. Напомню цитату- метили в коммунизм, попали в Россию. Фильтруй базар!
i910
10 февраля 2019, 08:06
Тема не раскрыта. В лучшем случае годится на Abstract. Марксизм дал толчок многим наукам, и это хорошо. К сожалению, теория Маркса оказалась научной, но не верной (по классификации Поппера). И вопрос о протоязыке снова повис в воздухе.
Spax2018
10 февраля 2019, 08:39
"Сначала Сталин влюбился в «марксистскую лингвистику», согласно которой то, как люди используют язык, скорее связано с классовой принадлежностью, чем с историческим наследием." В этом есть доля истины. Коммунистическое быдло приучено ТЫКАТЬ каждому встречному "товарищу". Чугун в мозгах плавке не поддается.
За Гуманизм
10 февраля 2019, 11:17
Spax2018, ТЫКАТЬ каждому встречному а как там у демократов с взаимными обращениями..? весь ты какой
l
lietusgazele
10 февраля 2019, 23:36
Spax2018, какая субстанция находится в черепе головы вашего организма? Благородный дон?(с)
Кольский лопарь
10 февраля 2019, 09:49
Паутиныч, вейсманисты - морганисты - дарвинисты развенчали Лысенко и ламаркизм, но развитие современной биологической науки показывает, что Лысенко и Ламарк были кое в чем правы, а тогдашняя генетика и дарвинизм были кое в чем неправы. У Лысенко и лысенковцев было одно достоинство, которое упорно стараются оспорить - это практические результаты в селекции сельхозкультур.
J5
Jackson 57
12 февраля 2019, 11:19
Кольский лопарь, Смех смехом, но получилось-таки в конце концов строго по Марксу - тезис, антитезис, синтез...
dinozavr40
10 февраля 2019, 10:53
...."в первую очередь Сталин вошел в историю как безумный деспот и убийца.." - на этом можно и закончить читать этот мусор.
Sator
10 февраля 2019, 18:05
dinozavr40, Сосо Джугашвили и в самом деле был деспотом, убийцей и русофобом. Что здесь неправда?
Кольский лопарь
10 февраля 2019, 18:26
Sator, "русофобии" Сталин никогда не позволял грузинам обращаться к нему по грузинский в присутствии русских.
dinozavr40
13 февраля 2019, 00:28
Правда в том, что Sator банальный и примитивный неуч.
Sator
10 февраля 2019, 20:26
Кольский лопарь, не имеет значения, на каком языке он говорил с соплеменниками в присутствии негрузин, а важно то, что он ДЕЛАЛ! Действия же его были сугубо русофобскими. Одни только усилия по "коренизации" чего стоят.
srgmkv
10 февраля 2019, 11:44
"Даже русский и украинский на самом деле не родственны, счел лингвист..." Так вот кто является основоположником идеи "небратьев"! :))))
yarick77
10 февраля 2019, 12:07
Паутиныч, Трофим Денисыч, хоть и мрачной памяти, но с проблемой голода справился.
GreyCat
10 февраля 2019, 12:23
Сначала правитель страны Сталин был очарован. ---------- Сколько зависти в этой фразе. Ведь в Швеции давно уже не правителя, а гауляйтеры.
Sator
10 февраля 2019, 18:05
GreyCat, а чему им "завидовать"? Сравните уровень жизни в "загнивающей" Швеции и в "скрепной" РФ (рука не поднимается написать слово "Россия", поскольку этот последыш СССР к ней не относится) и всё поймёте.
Synoptic
10 февраля 2019, 14:01
Конечно, в первую очередь Сталин вошел в историю как безумный деспот и убийца -------- Ну а шведы вошли в историю как шведская семья. И еще немного как шведский стол
valeraG
10 февраля 2019, 15:06
В этой истории интересно вот что - всё началось с политики. Согласно Марру - все языки поделены на уровни, и к низшему - относится КИТАЙСКИЙ! А - Сталин и Мао - братья на век, в Москве масса студентов-китайцев, ежели кто не знает - народ этот весьма гордый - а кто не знает, тот скоро узнает. И студенты эти забунтовали, на пустом месте возникли полит трения. Тов Джугашвили это надо? Вот он и занялся лингвистикой, опроверг Марра, а по старости лет - сам я такой почти - его исчо и занесло... Такая забавная история...
Кольский лопарь
10 февраля 2019, 18:05
Паутиныч, ты всерьёз думаешь, что кровавому тирану кто-то мог безнаказанно очки втирать?
Кольский лопарь
10 февраля 2019, 21:12
Паутиныч, вы плохо знаете ботанику. Т.н. "воспитание" заставляло растения включать резервные наследственные механизмы. В Мурманске, например, завезеная как декоративное растение малина сначала просто росла, потом цвести начала, потом ягоды появились незрелые, а сейчас ягоды вполне начали вызревать. Малина как-то приспособились жить в условиях Крайнего Севера, причём без всякого отбора и селекции. Никто ведь не знает что у живых организмов в т.н. "спящих" генах содержится.
J5
Jackson 57
12 февраля 2019, 11:44
Кольский лопарь, "...причём без всякого отбора и селекции." (С) Так то, что вы описываете, и есть как раз тот самый отбор и селекция. Просто стоит почитать чуть более глубокие вещи, чем учебник ботаники для 4-го класса. И это я не шучу и не ёрничаю над вами. Правда в том, что вписанные в простейшие учебники нулевого уровня вещи - по сути, всего лишь модели. Классический пример - это как раз те самые опыты тов. Менделя с горохом. Ему просто-таки чудовищно повезло с модельным объектом - у гороха именно тот пакет признаков, с которыми он работал, показывает то самое "расщепление" по Менделю в самом что ни на есть учебном варианте. Лабораторная работа для 2-го курса. Но в современном понимании Мендель сделал другое, куда более важное открытие - он показал материальность такой весьма туманной тогда штуки, как наследственность организмов, то, что т.н. "ген" есть, и не просто есть, но и работает. И уже вслед за ним появились и Морган с его дрозофилами, и Уотсон с Криком, да и вся молекулярная генетика произросла из оттуда.
Кольский лопарь
12 февраля 2019, 13:27
Jackson 57, никакой селекции, малина распространяется вегетативным путём, отростки пускает, т.е. заплодоносили кусты с тем же набором генов, что и были у изначальных. Тут никакого полового размножения не было и никакие семена в деле не участвовали.
J5
Jackson 57
12 февраля 2019, 13:47
Кольский лопарь, Не совсем так. То есть, вы правы насчёт малины, но тут есть одно но. И вот какое: Отбор и селекция могут происходить не только на уровне организмов (т.е., строго по Менделю-Моргану), но и на клеточном уровне. Это когда этому процессу подвергаются не целиком организмы, а только наиболее подверженные внешнему воздействию части целого. Раньше это можно было определить путём выращивания изменившихся растений в старых условиях, но теперь доступен прямой анализ генома. Правда, это довольно долго и дорого, а в данном случае - и не особо нужно. Хотя, вполне возможно, что такие или подобные исследования были, в том числе и с другими организмами. Просто разобраться в текущем объёме публикаций на подобные темы ещё сложнее, чем самому сделать похожую работу:)) Просто в старые, ещё советские, времена моя жена как раз работала микробиологом и отчасти занималась чем-то подобным, а мне не раз приходилось помогать ей копаться в соответствующей литературе. Так-то тема отнюдь не новая - её некогда поднимали на щит противники и генетики, как таковой, и дарвинизма вообще, но внятные работы показали, что модели правильны, но в жизни, как и обычно, всё гораздо хитрее и разнообразнее.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем