Сближение первородного левого антисемитизма (борьба с капитализмом и империализмом), традиционного мусульманского антисемитизма (религиозный и национальный враг) и антиглобалистского популизма (раньше его назвали бы «космополитизмом») находит отражение в антисионизме, который представляет собой объединение двух форм популизма: социалистического (против «богатых») и националистического (против иностранцев и/или империализма). Жертвеннические представления, неотъемлемая часть заявлений о безнаказанности сильных и играющих им на руку «двойных стандартах», описывают евреев как привилегированный слой, который наживается на других и извлекает выгоду из всего, в том числе из холокоста. Искажение обвинений приобретает совершенную форму (то есть, доходит до полного абсурда) в обвинении в антисемитизме того, кого называют подлым сионистом и кого освистывают под крики «вали к себе в Израиль!»
Именно с этим столкнулся Ален Финкелькраут (Alain Finkielkraut) на демонстрации «желтых жилетов» 19 февраля этого года. Странно, но крики «антисемит!» были адресованы не тем, кто называли Финкелькраута сионистом, а самому «еврею-сионисту»! Такие противоречивые обвинения стали в первую очередь отголоском «открытого письма» Алена Бадьу (Alain Badiou, («Нувель Обсерватер», 12 ноября 2015 года), который самым возмутительным образом намеренно создает путаницу и использует против Алена Финкелькраута аргумент об антисемитизме, называя его участником «антиеврейских гнусностей». Хаким эль Каруи (Hakim El Karoui) в свою очередь писал, что Финкелькраут погряз «в ненависти к себе: он делает то, что сам осуждает» («Опиньон», 12 октября 2015 года). Жан-Жак Бюзино (Jean-Jacques Busino) в свою очередь отметил в статье «Эдви Пленель против Алена Финкелькраута», что тот сейчас «тонет в отвратительных и опасных филиппиках» («Медиапар», 30 сентября 2014 года).
Эти слова интеллектуалов отражают ту же чушь, что и выкрики небольшой группы «желтых жилетов» (они вдохновлены «антифашистской» и «исламо-левацкой» идеологией) и праворадикалов, чьими глашатаями стали Дьедонне и Сораль. Один наполненный ненавистью демонстрант заявил следующее Финкелькрауту: «Ты всех ненавидишь, тебе конец, Бог тебя накажет, народ тебя накажет»… На самом деле, подобная подмена понятий уже не первый год свойственна некоторым течениям «борцов за справедливость», в частности антисионистскому антисемитизму, и явно несет в себе большой потенциал агрессии.
В любом случае, хотя число «желтых жилетов» относительно невелико, значительная часть населения, по всей видимости, заявляет о себе через них и на протяжении многих недель подтверждает в опросах поддержку движения, несмотря на определенный спад в последнее время. Такая поддержка «желтых жилетов» со стороны французского общественного мнения говорит о высокой терпимости наших сограждан к актам насилия или даже их молчаливом (или радостном) согласии с подобными действиями. Поэтому будет интересно посмотреть, изменится ли эта поддержка после отмеченных за последние дни различных проявлений антисемитизма.
Дело в том, что движение «желтых жилетов» становится прекрасным примером неоднозначности популизма: демократический порыв вкупе с темной стороной демократии, четкий, но неправильный ответ на чувство социальной несправедливости, конспирология перед лицом сложностей, неспособная сформировать позитивный проект, злоба, бунт, который ведет к агрессии и нигилизму за неимением политического выхода. И, прежде всего, наслоение разношерстных и даже противоречивых требований и идеологических течений, которые вышли как из правых, так и левых сил.
Антисемитизм становится главной точкой сближения «правого» и «левого» популизма. Антисионистский антисемитизм переплетается с «правоборческим» популизмом: требование справедливости для всех «бедных, угнетаемых, подверженных дискриминации и исключенных», борьба с безнаказанностью привилегированных классов, элиты, угнетателей, лидеров глобализации. Образ палестинской жертвы формирует адскую причинно-следственную связь между евреями, Израилем, Западом, империализмом, колонизацией, глобализацией и капитализмом, от населенных фундаменталистами французских пригородов до забытой периферии глобализации, от «раздавленных брюссельской бюрократией» стран до государств, которых «угнетает американский империализм». Ненавистный еврей становится «врагом народа», всех борющихся народов.
Раз народы сталкиваются с такой несправедливостью, самопровозглашенные борцы с ней, глас народа или Бога (особой разницы тут нет), должны обрушить на головы виновных справедливую кару. Такой негативный популизм формирует чрезвычайно мощную динамику, поскольку пользуется отрицательными чувствами вроде злобы и мстительности. Впечатляющая аргументация преступных актов агрессии в отношении евреев во Франции и Европе является лишь тревожным следствием этого факта.