«Они пьют водку» — едва ли есть более устойчивый стереотип относительно русских, чем этот. Однако характер потребления алкоголя в России заметно меняется.
В московском баре Bad Bro Bar оживленно. Молодые люди толпятся у стойки. Барменша наливает им пиво — один бокал за другим: американский светлый эль, имперский стаут, белое брюссельское…
Bad Bro Bar следует международному тренду: посетителям предлагается «крафтовое» пиво. Здесь не просто наливают «лагер» — здесь подают «коронные» сорта, и истинные ценители пенного напитка могут поспорить друг с другом о содержании хмеля или обжарке солода в том или ином сорте.
Среди посетителей — Владимир с женой Катей. Перед ними стоят два больших бокала. Владимир рассказывает о предпочтениях: «Моя жена пьет кислый эль. Это кислое пиво, и чтобы смягчить эту кислоту, в пиво добавляют немножко смородинового бальзама. Это уникальный рецепт. А я сделал выбор в пользу индийского светлого эля. Это классика».
Владимир не просто любитель пива. Он еще и внимательно наблюдает за пристрастиями своих соотечественников. «Десять лет назад в Москве пили повсюду. Теперь ситуация изменилась. Мелкие алкогольные магазины, которые были буквально на каждом углы, позакрывались. А по ночам торговля алкоголем вообще запрещена».
«Русские пьют, пока не свалятся»
На самом деле российские власти ввели ряд запретов, чтобы отучить граждан от выпивки. Эти запреты были нужны, считает жена Владимира Катя: «Думаю, в России нужны запреты. Европейцы, возможно, более массово умеют правильно обходиться с алкоголем. Мы же, русские, другие — если уж пьем, то пьем, пока не свалимся».
Так вот он какой, русский пьянчужка, не знающий, что надо вовремя остановиться. Похоже, что так оно и есть: почти каждый турист из России может бесконечно рассказывать о собственных «водочных оргиях». И это впечатление подтверждает статистика: алкоголь — одна из главных причин ранней смертности российских мужчин, продолжительность жизни которых составляет в среднем всего 66 лет. Но откуда взялась любовь русских к крепким напиткам?
Тяжелые годы «застоя»
Ответ на этот вопрос может дать врач Сергей Бойцов. Он долго был советником в российском Министерстве здравоохранения и отвечал за борьбу с алкоголизмом. «Потребление алкоголя по-настоящему серьезно стало расти, начиная с 1970-х годов, то есть при коммунистах». По его словам, за эти годы возникла целая традиция питья. «При любой возможности — неважно, по личным поводам или по работе — люди пили и пили водку», — говорит Бойцов.
По его мнению, виной тому был социальный климат в стране. При коммунистах работа находилась для всех, но у людей не было никаких карьерных перспектив. В Кремле правил Леонид Брежнев, и это были тяжелые годы «застоя». Так что народ пил и пил.
Ситуация обострилась в 1990-е годы
К этому добавилась объявленная властями борьба с алкоголизмом. Еще во времена Второй мировой войны солдаты Красной Армии на фронте ежедневно получали 100 граммов водки для укрепления духа. Позднее СССР финансировал собственный бюджет в значительной степени за счет алкогольных акцизов. Таким образом, властям было попросту выгодно, чтобы люди пили.
В 1990-х годах ситуация опять обострилась: СССР распался, многие люди потеряли работу. Теперь у них не осталось совсем никаких перспектив.
Упорядоченная жизнь вместо алкоголя
Журналист и эксперт по алкоголю Михаил Смирнов вспоминает те «одурманенные» времена. По его словам, тогда люди пили все, что только могло опьянить. «В антиобледенительных системах многих советских самолетов применялся алкоголь. И люди, конечно, пили эту жидкость — я ее тоже пробовал. Позже популярность приобрели средства для мойки окон на алкогольной основе. И они, кстати, были не так плохи на вкус».
Те бурные времена давно остались в прошлом, говорит Смирнов, много лет проработавший в журнале, посвященном алкоголю, а теперь имеющий собственный сайт по этой же тематике.
Основной причиной новой трезвости Смирнов считает улучшившуюся экономическую ситуацию: большинство россиян теперь живут лучше, чем 20 лет назад, — у них есть стабильная работа, да и властные структуры работают более-менее исправно. У людей, ведущих упорядоченную жизнь, меньше поводов «закладывать за воротник».
Правительство принимает антиалкогольные законы
Важную роль играет и то, что Кремль объявил войну злоупотреблению алкоголем. Цель — улучшить состояние здоровья населения, в первую очередь повысить продолжительность жизни мужчин. Врач Сергей Бойцов говорит по этому поводу: «Правительство приняло целый ряд мер. Во-первых, была соответствующая инициатива в информационном поле. При этом говорилось, что люди должны осознать, насколько опасен алкоголь. С другой стороны, были повышены акцизы на алкоголь, и выпивка подорожала — прежде всего водка».
В «антиалкогольный пакет» вошел также запрет на продажу алкогольных напитков в ночное время. Все эти меры оказались успешны, считает Бойцов: «В 2008 году россияне выпивали за год в среднем около 11 литров чистого алкоголя. Теперь же эта цифра сократилась до 8 литров».
Эти данные впечатляют, но к ним тоже надо относиться с настороженностью. Значительная часть алкоголя в стране производится в обход государства. Так что реальный объем потребления, вероятно, значительно больше. Отсюда и расхождения в цифрах: так, данные Минздрава превышают те, которые приводит Бойцов.
Но верно одно: русские пьют меньше, чем в прошлые годы. Кроме того, они потребляют напитки с меньшим содержанием алкоголя.
В углу Bad Bro Bar стоит менеджер Кирилл Брусин. Он доволен, что и понятно — его заведение находится в самом сердце Москвы. Сюда приходит обеспеченная публика, представители среднего класса, которые могут позволить себе дорогое «особое» пиво. Но то, что Брусин говорит о своем типичном «контингенте», — общий тренд по всей России: «Наши гости знают, как надо пить. Для многих качество стало важнее количества».