Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Желтые жилеты»: государственная система Франции способствует бунту против ее главы (Le Monde, Францция)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Движение «желтых жилетов» подтверждает, что основанная на централизации политическая и бюджетная система Франции заставляет народ думать о том, что его бросили на произвол судьбы, и подталкивает его к мятежу. В связи с этим ее необходимо реформировать, высказал свое мнение "Монд" экономист Андре Сапир. Он выделил три актуальных отличия французской системы от систем ее европейских партнеров.

Многие зарубежные экономисты, которые наблюдают за движением «желтых жилетов», считают Францию страной мятежников, неуправляемой страной. Как бы то ни было, особенность Франции кроется, скорее, в ее государственной системе, у которой имеется несколько отличий от системы ее европейских партнеров. Три из них кажутся мне особенно актуальными в нынешних условиях.

Первая особенность касается политического режима. Франция образца V Республики уникальна своей персонализацией власти. Она — не парламентская демократия, в отличие от большинства других европейских стран. Разумеется, в ней есть Палата депутатов и Сенат, как и в прочих государствах, однако партии играют в ней совершенно иную роль. Во Франции партия большинства — это президентская партия. Вчера «Объединение в поддержку Республики» было партией Жака Ширака, а Соцпартия — партией Франсуа Миттерана. Сегодня «Вперед, Республика!» представляет собой партию Эммануэля Макрона и полностью равняется на него. В других странах история великих партий четко отделена от их лидеров. ХДС не является партией Ангелы Меркель, а Консервативная партия не принадлежит Терезе Мэй.

Второе отличие французского государства касается роли организаций-посредников, в частности профсоюзов. Франция выделяется самым низким показателем членства людей в профсоюзах среди крупнейших европейских стран. В 2015 году он составлял 36% в Италии, 25% в Великобритании, 18% в Германии, 14% в Испании, 12% в Польше и всего 8% во Франции. А нынешняя практика лишь еще больше ослабляет роль профсоюзов в урегулировании социальных конфликтов.

Персонализация власти

Третий момент касается территориальной организации. Франция — крупнейшая страна Европейского союза: 550 000 км2 против 499 000 у Испании, 349 000 у Германии, 304 000 у Польши, 294 000 у Италии и 242 000 у Великобритании. В то же время из шести грандов ЕС она обходит по плотности населения только Испанию: 119 человек на квадратный километр против 236 в Германии и 275 в Великобритании. Такая ситуация все серьезно осложняет, но делает как никогда необходимой должную организацию территории для обеспечения единства. Ключевым словом в этом процессе должна стать децентрализация. Франция же — самая централизованная из всех европейских стран. По данным ОЭСР, на местные и региональные власти во Франции приходится всего 20% государственных расходов против 50% в Испании, 47% в Германии, 32% в Польше, 30% в Италии и 26% в Великобритании.

Неутешительный вывод. Государственная система Франции способствует восстанию против ее лидера. Ее власть — самая централизованная и персонализированная среди всех крупных европейских стран. Персонализация власти, а также слабость парламента (там доминирует одна партия, которой управляет один человек) и незначительная роль посреднических организаций создают ситуацию, когда у граждан не остается иного выбора для выражения недовольства кроме уличных протестов с требованием отставки президента.

Большая территория страны, невысокая плотность населения и излишняя централизация государственных расходов приводят к тому, что граждане (за пределами больших городов) считают себя брошенными на произвол судьбы властью, которая не в силах сохранить территориальное единство с помощью эффективных местных служб. Именно эти граждане сегодня заявляют о себе на демонстрациях «желтых жилетов» в Париже и других больших городах.

Децентрализация государственных расходов

Французские экономисты правы в том, что хотят изменить французскую социальную модель, добиться ее большей гибкости и безопасности, как это было сделано в скандинавских странах. Только им следует иметь в виду, что в этих государствах чрезвычайно высок уровень участия в профсоюзах (67% в Дании и Швеции) и территориальной децентрализации в сфере государственных расходов (на местные и региональные власти приходится 65% в Дании и 50% в Швеции). Копирование скандинавской политики без изменения системы французских институтов мало что даст.

Франция — вовсе не неуправляемая страна. Ей просто нужно более эффективное управление. Почему бы не начать с широкой децентрализации государственных расходов? Разумной целью было бы увеличение доли расходов на региональном и местном уровне с 20% до 30% к 2025 году и до 40% к 2030 году. Как бы то ни было, это тоже невозможно без реформы для повышения эффективности этих расходов.