Этот саммит должен был положить начало «новому старту», сближению, возобновлению сотрудничества перед лицом общих вызовов. Названная одними «исторической», другими «уникальной», первая встреча между представителями Лиги арабских государств (ЛАГ) и Европейского союза (ЕС), начавшая свою работу в воскресенье 24 февраля в Шарм-эль-Шейхе, как и ожидалось, вызвала разногласия по вопросу уважения прав человека.
Во время заключительной пресс-конференции глава Евросовета Дональд Туск (Donald Tusk) и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер (Jean-Claude Juncker) лишь вскользь упомянули эту тему, перечисляя основные приоритетные направления работы: развитие торговых связей, энергетическая безопасность, обмен технологиями, глобальное потепление, конфликты на Ближнем Востоке.
На вопрос немецкого журналиста о точном содержании переговоров по правам человека, ситуации в Египте и поддержке, которую европейцы могут оказать арабскому гражданскому обществу, генеральный секретарь Лиги арабских государств Ахмед Абу аль-Гейт поспешил заявить, что «никто не выразил неудовлетворенности по поводу той или иной страны».
Однако Жан-Клод Юнкер уточнил, что «тема прав человека и некоторые связанные с ней вопросы обсуждались на двухсторонних встречах». После его слов Туск робко добавил, что «стремление к уважению прав человека является общим и что диалог всегда лучше конфронтации». Следует отметить, что ранее Абу аль-Гейт заявил, что если дебаты и проходили за закрытыми дверями, то это было по просьбе ЕС.
Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси в долгом отступлении просил европейцев не читать нотации арабским странам. По его словам, Европа, озабоченная исключительно своим процветанием и благосостоянием, не понимает озабоченности многих стран, которые должны предотвращать конфликты, раздирающие их страны, и иметь дело с терроризмом. «У нас есть собственное понимание человечности, ценностей и этики, как у вас есть свои собственные идеи, которые мы уважаем. Уважайте же и наши как мы ваши».
Зал, состоящий в основном из египетских журналистов, аплодировал Сиси, что очень необычно для встреч такого формата. Это вызвало странную реакцию Дональда Туска, который заявил с иронией: «Я ценю энтузиазм ваших СМИ. В Европе невозможно было бы добиться такой реакции. Мои поздравления».
Этот довольно напряженный финал скрыл первоначальную цель встречи, на которую будут ориентироваться другие саммиты, ближайший из которых пройдет в Брюсселе в 2022 году. Руководители обеих сторон, очевидно, намеревались обсудить конфликты на Ближнем Востоке, а именно, по словам Ангелы Меркель, Сирию, Ливию, Иран и Йемен. Не говоря уже о борьбе с исламистским терроризмом.
Арабская сторона осудила вмешательство Ирана и Турции в эти конфликты, и отметила, что в первую очередь нужно привлечь внимание к палестинскому вопросу. Европейцы заявили, что решение о двух государствах остается их приоритетом и что они потратили 3,52 миллиарда евро на поддержку Палестинской автономии.
В итоге, проблема мигрантов, которая должна была стать главной темой этой встречи, была упомянута лишь вскользь, с подтверждением необходимости устранения ее «коренных причин». В конце прошлого года европейские лидеры говорили о создании, в том числе в Египте, «платформ» для высадки африканских мигрантов, желающих попасть в Европу. Но они получили уничижительный ответ со стороны Африканского союза, что подтверждается в длинном письме, составленным в конце 2018 года, с которым ознакомилась редакция газеты «Монд». Проект ЕС был назван в нем как противоречащий международному праву, как прелюдия к созданию «центров содержания под стражей» и как нарушение суверенитета африканских государств. Другими словами, он никогда не увидит свет.