Уличные протесты последних дней в Судане и Алжире вызывают ассоциации с началом арабской весны восемь лет назад.
Как известно, арабская весна, называемая также «арабским пробуждением» или «арабским восстанием», началась после того, как уличный торговец в Тунисе в знак протеста против тяжелых условий жизни совершил акт публичного самосожжения. Вскоре вслед за этим событием последовали антиправительственные демонстрации в разных городах Туниса, эти массовые выступления привели к тому, что засидевшаяся власть покинула страну.
Революция в Тунисе быстро стала символом и примером для других арабских стран, где народ выступал с похожими требованиями и ожиданиями. Уличные выступления прокатились по Египту, Ливии, Сирии, Бахрейну, Йемену. Некоторые протесты сопровождались кровопролитием, вызывали даже гражданские войны, а часть из них завершалась свержением старых правящих режимов и приходом к власти новых лидеров.
Арабская весна была надеждой и своего рода видением для стран обширного арабского мира. Многолетние диктатуры, автократические режимы должны были смениться либеральным, демократическим порядком, вместо бедности и беззаконий все должны были иметь возможности трудоустройства.
История провала!
Оглядываясь назад, арабскую весну, к сожалению, нельзя назвать «историей успеха» (по крайней мере, сейчас). Тунис — пожалуй, единственное исключение. В этой стране в процессе перехода к демократии удалось сделать некоторые положительные шаги. Был достигнут определенный прогресс в обеспечении стабильности, улучшении повседневной жизни людей. Но остальные надежды не осуществились.
В Египте произошел военный переворот. Ливия раскололась. Что стало с Сирией за время гражданской войны — известно… То же самое в Йемене! Аналогичная ситуация в Бахрейне…
Известный арабский журналист Рами Хоури (Rami Khouri) в одной из своих последних статей называет главную причину, по которой революционные движения, начавшиеся с исполненных надежд уличных выступлений, не дали желаемых результатов во многих арабских странах. Правящие режимы не пытались понять желания и ожидания народа, считая их властные амбиции превыше всего. Поэтому, продолжает Хоури, движения на арабских улицах приводят к ожесточению, конфликтам, то есть в итоге дают обратный эффект.
Новые примеры
Но перейдем к Судану и Алжиру, которые в последние дни сосредоточили на себе всеобщее внимание.
В обеих странах народ высыпает на улицы и требует ухода лидеров, которые много лет находятся у власти, создания демократических режимов, улучшения экономической ситуации.
В Судане Омар Аль-Башир, который 30 лет назад пришел к власти в результате переворота, кажется, и бровью не ведет, несмотря на массовые протесты из-за высокой стоимости жизни. Он отвечает объявлением чрезвычайного положения и арестами.
В Алжире 82-летний Абдель Азиз Бутефлика, который находится у власти на протяжении 20 лет, решил в пятый раз принять участие в президентских выборах.
Ему как будто нет никакого дела до того, что народ выступает против него и выходит на улицы…
Чем закончатся события в этих двух странах — неизвестно. Действительно ли уличные выступления в Судане и Алжире могут стать «вторым актом» арабской весны, то есть ее повторением или продолжением? И самое главное: если это произойдет, даст ли арабская весна в двух этих государствах более благополучный результат, чем в других странах?