Тогда Москва даже взвешивала возможность нанесения военного удара по китайским ядерным объектам. Инцидент закончился укреплением позиций Пекина — факт, о котором в Москве не любят вспоминать.
Триумф над гитлеровской Германией ежегодно отмечается в России с большим размахом. Доставшаяся ценой невероятных жертв победа 1945 года — источник национальной гордости, которым Кремль умело пользуется, в том числе для доказательства высокой обороноспособности страны.
По сравнению с Великой Отечественной советско-китайская приграничная война 1969 года — не более чем серия небольших вооруженных стычек. Тем не менее бросается в глаза, что официальная Москва ничего не говорит о 50-летней годовщине главного сражения того конфликта. А ведь речь идет не о каком-то малозначительном историческом событии — это был первый и пока единственный случай, когда Советскому Союзу после Второй мировой войны пришлось обороняться от внешнего агрессора.
Конфликт разгорелся на одном из необитаемых островов на приграничной реке Уссури. 2 мая 1969 года китайские войска заняли остров Даманский (сегодня Чжэньбао дао) и принудили Москву к ответным действиям. После нескольких атак и отступлений советская армия нанесла по острову массированный ракетный удар, превратив его в ад.
С китайской стороны погибли сотни солдат, Москва же оценила свои потери в 58 человек. Но имевшие численное превосходство китайцы не оставили своей затеи и продолжали наносить противнику мелкие удары. Возмущенное советское руководство даже подумывало об атаке на китайские ядерные объекты и запросило поддержку у США. Но в конце концов оно отказалось от этих планов и передало китайцам контроль над Даманским. В 1991 году Москва подписала договор, в котором отказалась от этого и нескольких других речных островов.
Неудивительно, что в Кремле не любят вспоминать об этом эпизоде. Но еще хуже потери территории было то, что Мао после войны взял курс на сближение с Америкой. Эта политика нашла ярчайшее выражение в сенсационном визите президента Никсона в Китай и в расколе коммунистического лагеря.
Сегодня Кремль, проводящий антизападную политику, больше, чем когда бы то ни было, нуждается в поддержке Китая. Но война 1969 года уже тогда заставила задуматься о том, что сегодня очевидно: русский медведь уязвим в своей восточной части, и рядом с Пекином он — явно более слабый из двух партнеров.