Пару месяцев назад ведущие чиновники администрации Трампа безапелляционно предрекали венесуэльскому режиму скорый крах. Теперь они переключились на длительное противостояние с неопределенным исходом.
Президент Николас Мадуро (Nicolás Maduro) — изгой в глазах большей части западного полушария — покидать президентский дворец в Каракасе не намерен. Несмотря на глубокий экономический кризис, разруху и беспрецедентный исход беженцев, мощная армия страны все еще на его стороне. И хотя признать временным президентом Хуана Гуайдо (Juan Guaidó) готовы более 50 стран, Мадуро по-прежнему рассчитывает на прочную поддержку союзников — Китая, Турции и особенно России.
Пока Кремль его не разочаровывал. Бремя американских санкций против государственной нефтяной компании Венесуэлы Кремль пытается облегчить, помогая режиму Мадуро с переработкой сырой нефти. Россия также наращивает поставки пшеницы и необходимых медикаментов. Как сообщил на этой неделе высокопоставленный российский дипломат в Каракасе, в ходе визита в Москву венесуэльская делегация обсудит российские инвестиции в горнодобывающую, сельскохозяйственную и транспортную отрасль Венесуэлы.
Однако события, произошедшие в конце марта, Вашингтон ошеломили. В Венесуэле приземлились два самолета примерно с сотней российских военнослужащих на борту. Сообщалось, что они прибыли помочь с обслуживанием приобретенных у России систем ПВО С-300, которые могут вывести их строя участившиеся случаи отключения электроэнергии. Ранее сообщалось о прибытии в Венесуэлу российских наемников и сотрудников частных военных компаний. Они предположительно отвечают за безопасность пошатнувшегося режима.
Противники Мадуро пришли в ярость. «Если замысел в том, чтобы удержать Мадуро у власти как можно дольше, это лишь умножит человеческую трагедию Венесуэлы — еще больше людей будут голодать или покинут страну», — прокомментировал сообщения об экспансии Кремля бразильский министр иностранных дел Эрнесту Араужу (Ernesto Araujo). «Все, что продлевает страдания венесуэльского народа, надо остановить», — заключил он.
The U.S. condemns Maduro’s continued use of foreign military personnel in his attempt to remain in power, including the introduction of Russian military personnel and equipment into Venezuela. Maduro will only use this military support to further repress the people of Venezuela. pic.twitter.com/Atu9EaplIL
— John Bolton (@AmbJohnBolton) 29 марта 2019 г.
США осуждают продолжающиеся попытки Мадуро закрепиться у власти при помощи иностранных военных — включая ввод российских военнослужащих и техники в Венесуэлу. Эту военную поддержку Мадуро будет использовать лишь для дальнейших репрессий против народа Венесуэлы. — Джон Болтон
Советник Белого дома по национальной безопасности Джон Болтон в пятницу назвал ввод российских военнослужащих и техники в Венесуэлу «провокацией» и «прямой угрозой миру во всем мире и безопасности в регионе».
Однако российская сторона критику отвергла, утверждая, что действует в полном соответствии с военно-техническими соглашениями между Москвой и Каракасом. «Мы считаем, что третьи страны не должны принимать во внимание отношения России и Венесуэлы и им следует уважать право государств на сотрудничество», — заявил представитель президента Дмитрий Песков в отповеди Вашингтону, подчеркнув, что Россия «никоим образом» не вмешивается во внутренние дела Венесуэлы. «Что касается США, то они присутствуют во многих частях мира, и никто им не указывает, где им быть, а где им не быть», — заключил он.
Россия и Китай продолжают поддерживать Мадуро, а его американские противники сыплют все более зловещими метафорами. Передовица «Уолл-стрит Джорнал» (The Wall Street Journal) — издания, славящегося правыми взглядами — заявила, что Путин «устроил в Венесуэле новую Сирию», сославшись на вмешательство Кремля на стороне президента Башара Асада и его режима, которое изменило ход гражданской войны в Сирии. Сейчас Москва в очередной раз демонстрирует геополитический оппортунизм, причем гораздо дальше от собственных границ.
«Прибытие российских военнослужащих свидетельствует о готовности Москвы вступиться за Мадуро и укрепить его военную машину — на фоне сообщений о том, что и администрация Трампа не исключает военного вмешательства», — отметили мои коллеги в подробной статье, где расписывается, как страны вроде России и Китая пытаются «облегчить внешнее давление» на Мадуро.
«Это партия в идеологические шахматы. В венесуэльской нефти Россия не нуждается, — сообщил Расс Даллен (Russ Dallen), партнер-распорядитель флоридской брокерской компании "Каракас Кэпитал Маркетс" (Caracas Capital Markets). — Венесуэла вообще далеко от их линий снабжения. Скорее это шанс насолить дяде Сэму у США под боком».
Обусловлен российский интерес и деньгами. Задолженность венесуэльского режима перед российским министерством финансов за оружие и сельскохозяйственную продукцию, приобретенную в кредит, составляет порядка 3,1 миллиарда долларов. Еще 2 миллиарда долларов Венесуэла должна «Роснефти». Так что если власть в Каракасе перейдет в руки противников Мадуро, которых поддерживает США, российские вложения окажутся под угрозой.
И все же большинство экспертов сходятся на том, что финансовый ущерб для Кремля все же менее важен, чем международный престиж. Генерал Валерий Герасимов, главный военный стратег России, на конференции в начале этого года назвал действия США в Венесуэле частью более масштабного плана мировой гегемонии, который требует «ликвидации неудобных правительств и подрыва их суверенитета». В Венесуэле, по его мнению, Москве по силам отстоять свое видение международной системы.
Однако это сопряжено с рисками. «Есть понимание, что Венесуэла — серьезная проверка, готова ли Россия защищать свои интересы в глобальном масштабе», — сообщил Дмитрий Тренин, глава независимого Московского центра Карнеги.
«Будет политическая и моральная поддержка, — предрек внешнеполитический аналитик Федор Лукьянов. — Но отправить туда вооруженный контингент Россия не сможет. Это просто нереально».
При всей своей жесткой риторике, включая отсылки к доктрине Монро 19-го века («Америка для американцев», прим. перев.), администрация Трампа опасается, как бы не разжечь еще больший пожар. «Несмотря на дежурные напоминания, что "рассматриваются все варианты", военное вмешательство никто всерьез не принимает — слишком часто в Латинской Америке они заканчивались неудачей», — отметил Дэвид Сэнгер (David Sanger) из «Нью-Йорк Таймз» (The New York Times).
Даже пресловутый ястреб Болтон, похоже, поумерил пыл. «Могу вас заверить, там происходит много чего, о чем не все знают. Оппозиция поддерживает постоянный контакт с многими адмиралами и другими сторонниками из администрации Мадуро», — сообщил он на прошлой неделе агентству «Рейтер» (Reuters), предположив, что власть Мадуро не так прочна, как кажется. Но до победы еще далеко.
«Это борьба с авторитарным правительством, и какое-то время на это уйдет», — заключил он.