Сотрясаемый терактами, которые в последнее время происходят один за другим, пожарами в исторически важных местах, природными катастрофами и другими катаклизмами, мир практически оказался на острие ножа. На этот раз новость о терактах пришла из Шри-Ланки. Взрывы прогремели одновременно в трех церквях и трех роскошных гостиницах в день празднования Пасхи, когда, как верят христиане, Иисус Христос воскрес после распятия. Это событие в очередной раз обозначило на повестке дня понятие «знаковый терроризм». Эксперт по терроризму и безопасности Абдулла Агар (Abdullah Ağar) в беседе с «Ени шафак» (Yeni Şafak) отмечает, что пока мир затрудняется понять войну четвертого поколения, и говорит: «Теракты такого масштаба способны напрямую повлиять на лиц, принимающих решения. Если и здесь, как в Мьянме, счет будет выставлен мусульманам, это будет иметь очень серьезные последствия».
В результате восьми взрывов, прогремевших на Шри-Ланке практически одновременно, по первым данным, 185 человек погибли и более 400 получили ранения. Местные источники сообщили, что теракты с высокой долей вероятности были совершены смертниками.
По мнению экспертов, каждый из актов терроризма, участившихся в последнее время, заслуживает отдельного рассмотрения не только в силу человеческих жизней, которые он уносит, но и с точки зрения исторического значения места, где он происходит, влияния теракта на общество, его последствий.
Мы имеем дело с войной четвертого поколения
Эксперт по терроризму и безопасности Абдулла Агар в беседе с «Ени шафак» сделал важные предупреждения о том, что такого рода теракты однозначно выходят за рамки устоявшихся представлений. В терактах нового периода есть такие звенья, как «религиозная ненависть», «враждебность в религии», «сектантская ненависть», «политическая ненависть».
«Мы имеем дело с атаками, которые прямо направлены на конструирование обществ, — говорит Агар. — Структура, принимающая решение об этих атаках, ведет страны к разделу, а, если не к разделу, то к дестабилизации, поляризации. Пример Сирии налицо. Может быть, пока на карте нет отчетливого разделения, но общество пережило религиозный, этнический, духовный раскол. То же самое касается Ирака. В отношении Турции также настойчиво пытаются применить этот метод».
Последнее звено — Шри-Ланка
Мир сталкивается с войной четвертого поколения, отмечает Агар. Подчеркивая, что эти теракты будут иметь очень большие последствия, эксперт останавливается на примере Мьянмы: «Как известно, общество Мьянмы было во многом затерроризировано, и всю цену пришлось заплатить мусульманам. В результате миллионы мусульман лишились своих земель и были вынуждены массово эмигрировать. Если счет за теракты на Шри-Ланке также будет предъявлен мусульманам по вине ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.) или другой подобной террористической организации, то это будет иметь тяжелые последствия. В этих терактах столько погибших и раненых, что можно без труда манипулировать даже здравомыслящими людьми, ответственными за принятие решений. Мы говорим о терактах, которые могут напрямую повлиять на идеи общества и лиц, принимающих решения».
Президент Реджеп Тайип Эрдоган написал в Твиттере: «Решительно осуждаю теракты на Шри-Ланке во время праздника Пасхи. Это нападение на все человечество. От себя лично и от имени моего народа выражаю соболезнование семьям погибших и всему народу Шри-Ланки, желаю скорейшего выздоровления пострадавшим».
Как известно, после трагедии в мечетях Новой Зеландии, унесшей жизни 50 человек, также обсуждался вопрос о том, что нападавший не мог в одиночку спланировать ни саму акцию, ни сигналы, которые он дал до и во время нее.
А на днях во власти огня оказался Собор Парижской Богоматери, который имеет большое значение не только как исторический, туристический объект, но и с религиозной точки зрения. Собор оказался под угрозой полного разрушения. В те часы, когда загорелся собор, пожар возник и в мечети Аль-Масджид Аль-Акса в Иерусалиме.