«Ситуация меняется», — задумчиво говорит один из адвокатов бывших бойцов спецподразделения «Беркут». На часах 11:30. Должно начинаться очередное судебное заседание по делу о расстрелах на Институтской. На входе в зал почти пусто: свидетели не явились, потерпевшие не пришли. Пятеро обвиняемых — Сергей Тамтура, Александр Маринченко, Олег Янишевский, Сергей Зинченко и Павел Аброськин — уже ожидают в стеклянном «аквариуме». В зал заходит группа поддержки экс-силовиков: родственники, жены, коллеги. Садятся поближе к «аквариуму». Кроме прокуроров и представителя семей пострадавших присутствуют разве что наблюдатели от ОБСЕ, которые время от времени наведываются на резонансные суды.
Впрочем, несмотря на ослабление общественного внимания к процессу, суды происходят так же регулярно: раз или два в неделю. В октябре прошлого года процесс пересек условный «экватор» — в зале суда фактически завершили допрос потерпевших (хотя, по словам прокуратуры, нужно допросить еще около 10 человек) и перешли к допросу свидетелей. В общем для того, чтобы заслушать показания почти 130 пострадавших, понадобилось примерно два с половиной года. Теперь суд по делу о расстрелах 20 февраля 2014-го года начинает допрашивать свидетелей (около 100 человек) и изучать материалы. Сейчас заседания расписаны до середины лета: когда, кто и для чего будет вызван давать показания.
Вместе с тем в этом деле должны были произойти ряд довольно интересных допросов. В частности, так называемых грузинских снайперов — той самой «третьей силы», которая якобы действовала на Майдане. По словам адвокатов обвиняемых, «снайперы» вроде бы скрывались на территории Армении, когда подчинялись лично экс-президенту Грузии Михаилу Саакашвили и были готовы дать «важные показания» о событиях на Институтской.
В конце 2017 года адвокаты экс-беркутовцев даже подавали в Святошинский райсуд соответствующее ходатайство, чтобы украинская Фемида обратилась к Армении с запросом на международно-правовую помощь с целью проведения видеодопроса. Ходатайство удовлетворили, но допроса в зале заседаний дождаться не удалось. Уже в конце марта 2019‑го года те же адвокаты обратились в суд повторно с аналогичным ходатайством. Но на этот раз уже с территории Белоруссии. Суд в просьбе отказал. Стоит объяснить, что история о «третьей силе» в тех или иных вариациях появилась сразу после бегства Виктора Януковича. Люди, которые в день расстрелов находились на Институтской, убеждали: они слышали, как кто-то якобы стрелял из гостиницы «Украина». Впрочем, уже во время допросов в генпрокуратуре в управлении спецрасследований (которое отвечает за дела Майдана) выяснялось, что большинство этих историй основано на словах других людей. Якобы выстрелы из отеля видел иностранный журналист, который успел заснять лишь открытое окно.
Долгое время бытовало мнение, что стрелять из «Украины» могли российские силовики. Однако и эти подозрения пока не подтверждаются. В то же время на протяжении четырех лет, пока в Святошинском райсуде слушается дело о расстрелах на Институтской, адвокаты бывших беркутовцев вместе с заявлениями о «вооруженном нападении на правоохранителей» со стороны майдановцев настаивали на существовании уже упомянутой «третьей силы», которая стреляла и в силовиков, и в протестующих для того, чтобы якобы обострить ситуацию.
В конце 2017-го года в информпространстве появился фильм итальянских журналистов под названием «Украина. Скрытые истины». В течение 20 минут в нем рассказывают о той самой «третьей силе». А представляют ее уже упомянутые «грузинские снайперы», которые изначально заявляют: «Это было на рассвете (на видео демонстрируют закат над Майданом 20 февраля 2014-го года), нам приказали стрелять. И в милицию, и в демонстрантов. Без разницы. Стреляли из гостиницы «Украина». Также в фильме звучат заявления, что указания было получено якобы от Михаила Саакашвили. Глава управления спецрасследований Сергей Горбатюк еще тогда назвал ленту «фейком» и «вбросом».
«Там названы трое грузин, которые говорят, что вели стрельбу. Они прибыли на Украину в январе и находились в гостинице «Украина». Проверка показала, что они не только в этом отеле не были, но и вообще на территорию Украины не заезжали», — заявил в 2017-м году Горбатюк журналистам во время одной из пресс-конференций. И добавил, что слова «снайперов» — о стрельбе в правоохранителей и протестующих не совпадают с заключениями экспертиз и следственных экспериментов.
Несмотря на это, уже в суде прокуратура не была против допроса упомянутых персонажей. Более того, представители государственного обвинения хотели услышать, что же такого могут рассказать герои фильма о Майдане. Тем временем категорически против такого допроса выступала представительница потерпевших Евгения Закревская. По ее словам, «снайперы» путали даты и хронологию. Суд, несмотря на все, решил дать запрос в Армению, чтобы организовать видеодопрос героев ленты.
Прошло почти полтора года. «Грузинские снайперы Саакашвили» на допрос так и не явились. Как стало известно следствию, они не находятся на территории Армении. И в то время, когда Святошинский райсуд Киева решал вопрос об их допросе, их там не было. Да и вообще точно сказать, где именно находились или находятся эти лица, проблематично.
«Мы обязаны направлять запросы относительно этих «снайперов». У нас сначала была информация, что они в Италии. Мы направили запрос туда. Затем они якобы были в Армении. Мы туда обратились. И в Грузии также. Нам поступило три ответа. На территории этих стран их нет. Поэтому и допроса в суде не было. И, если честно, он не критический. Их рассказы опровергают следственные эксперименты и выводы экспертиз. Эти «снайперы» говорят, что стреляли в майдановцев и силовиков из консерватории, но у нас не было ни одного раненого протестующего со стороны консерватории. Так, есть погибшие силовики, но есть конкретные подозреваемые (речь об Иване Бубенчика). И там нет «грузинских снайперов» или хотя бы каких-то неизвестных лиц, которые в том здании могли быть», — комментирует «Тиждню» ситуацию Горбатюк.
«Относительно гостиницы «Украина» я уже говорил, что нет общих секторов обстрела для раненых силовиков и майдановцев. Так, есть свидетельства иностранного журналиста. Но в тот временной промежуток, о котором идет речь, нет ни раненых, ни погибших. Даже если выстрел из окна действительно был, то ни в кого не попал. Еще было двое свидетелей, которые находились перед отелем, рядом с погибшими. И они убеждены, что стреляли именно из этого здания. Но у нас появилось видео, на котором видно, что в людей стреляют с Институтской, с бетонной баррикады (была установлена силовиками недалеко от верхнего выхода со станции метро «Крещатик» — прим. ред.). Свидетели это видео посмотрели позже. И от предыдущих показаний отказались», — продолжает Горбатюк.
Также и следствие, и представители семей Небесной сотни напоминают: 20 февраля, когда появилась информация о снайперах в гостинице «Украина», группа людей проверяла номера. Однако не смогла найти ни тех, кто мог стрелять, ни их следов. В то же время адвокаты погибших добавляют: «грузинские снайперы» из фильма не являются участниками событий. Поэтому и их допрос не совсем целесообразен.
«По моему убеждению, эти люди не являются ни участниками событий, ни свидетелями или очевидцами. Это актеры, которые максимум могут рассказать свою роль. Поэтому мы выступали против их допроса. Но, чтобы быть объективным, суд год назад соответствующее ходатайство удовлетворил. Тогда это было два человека: Коба Нергадзе и Александр Ревазишвили. Однако оказалось, что они не находились в Армении в тот момент, когда защита (бывших беркутовцев — прим. ред.) подавала заявление об их допросе. То есть эти «снайперы» ввели суд в заблуждение. И именно за ложную информацию, предполагаю, второе такое ходатайство не удовлетворили. У суда нет оснований им верить. Плюс если те «снайперы» еще на этапе подачи заявления вводят суд в заблуждение, то «свидетелями» они быть не могут, — комментирует адвокат семей Небесной сотни Евгения Закревская.
В прокуратуре заявляют, что знают, кто именно создавал «Скрытые истины». И предполагают: защиту обвиняемых силовиков от «снайперов» не забудут и в будущем могут быть снова инициированы видеодопросы. И добавляют: чтобы сыграть на опережение, планировали в свое время в суде допросить Саакашвили. Однако в канун визита в суд его выдворили из страны.
«Мы знаем, кто создавал видео о «снайперах». Как мне известно, сделали его сразу после Майдана. Но оно потеряло актуальность, поэтому до определенного времени на него не обращали внимания. А впоследствии через итальянских журналистов вбросили информацию о том, что якобы группа грузинских снайперов действовала на Майдане. Правда, у нас нет пока никаких подтверждений, что эти люди вообще пересекали украинскую границу во время Революции достоинства. Если в прошлый раз «снайперов» для допроса было двое, то теперь уже четверо. И находятся они якобы на территории Белоруссии. Хотя оттуда пришел довольно формальный ответ: организовать видеодопрос смогут. Однако нет никакого подтверждения тому, что упомянутые «грузинские снайперы» находятся на территории их страны. Но, думаю, защита эту ситуацию не забудет. Опять будет требовать допросить тех людей», — говорит прокурор Управления спецрасследований Янис Симонов.
И добавляет: прокуратура не оставляет идеи допросить Саакашвили. Тем более что, по приблизительным оценкам, допрос заявленной адвокатами и прокурорами сотни свидетелей продолжится чуть ли не до конца года. Поэтому, вполне вероятно, решать проблему с «грузинскими снайперами» в Святошинский суд придет Саакашвили. Ведь его показания могут-таки расставить в этой истории все точки над «и». Тем более что там уже появлялся его представитель. В прокуратуре добавляют: вариантов может быть два. Если бывший глава Одесской области задержится в какой-то из стран надолго, просить суд о международной правовой помощи (как, собственно, и с «грузинскими снайперами). Впрочем, прокуроры не исключают, что Саакашвили может появиться в Святошинском суде лично. Янис Симонов, комментируя такую возможность, ответил: «Ситуация меняется».