«Сейчас у нас есть крупный проект по созданию единой Евразии, не Европы, а именно Евразии, включая Индию и Китай. Он соотносится со стратегическим проектом Китая „Один пояс, один путь"», — рассказал в интервью информагентству «Луза» («Lusa») Александр Грушко, который в минувший четверг участвовал в двусторонних политических консультациях, посвященных в основном активизации торговли и инвестиций и укреплению сотрудничества в сфере культуры, а также обмену мнениями по международной повестке дня«.
«Сегодня позиция некоторых людей на Западе, уверенных, что Запад всегда будет опережать другие государства, выглядит странной — ведь мир совершенно изменился. Он стал мультиполярным», — настаивает российский дипломат. Александру Грушко 63 года, его дипломатическая карьера началась в 1977 году, а с 2012 по 2018 год он был постпредом России в НАТО, в Брюсселе.
«И я всегда спрашиваю своих европейских коллег, которых это беспокоит, не из-за ваших ли секретов поднялся Китай», — продолжил он, говоря об активизации коммерческих связей Китая с Европой в рамках проекта «Новый Шелковый путь» и угрозе со стороны китайцев Соединенным Штатам, которые рискуют потерять статус самой мощной мировой экономики.
Необходимость «найти способ приспособиться к этой новой реальности» также может иметь отношение к ситуации в России, «которая тоже вновь обрела мощь после трагических событий на территории бывшего Советского Союза и развала великого государства», — добавил российский заместитель министра. В январе 2018 года он был вновь назначен на этот пост, который уже занимал с 2005 по 2012 годы.
«Стало ясно, что после некоторой адаптации мы снова начинаем расти в политическом, экономическом и военном отношении. Это было неизбежно», — сказал он о своей стране. И подчеркнул: «В ваших же интересах [Европа должна] наладить очень хорошие, дружественные отношения с Китаем и Россией».
Александр Грушко считает, что на смену духу конкуренции должна прийти «атмосфера сотрудничества», которая может оказаться выгодной для всех сторон. С учетом того, что в перспективе Китай превратится в главную мировую экономику «также и в технологическом отношении», это позволит избежать «логики конфронтации».
«Мы предлагаем, чтобы Европейский Союз [ЕС] наладил системные связи с Евразийским союзом, который уже стал экономической реалией, и чтобы эти отношения стали неотъемлемой частью более крупного архитектурного сооружения, которое включает в себя Китай, страны Центральной Азии и так далее», — сказал он.
Московский высокопоставленный дипломат также утверждает, что отношения Москвы и Пекина можно назвать «самодостаточными». Оба государства стремятся к сближению, соблюдая при этом международное законодательство, но, по словам дипломата, это сближение не направлено против других государств.
«Это делается не против Европы или США. Наоборот, это важная основа мировой стабильности и безопасности», — подчеркнул он.
Дипломат прокомментировал не только особые взаимоотношения России с Китаем, но и прямое вмешательство России в конфликт в Сирии и ситуацию в Венесуэле.
«Чтобы гарантировать мир и снова превратить Сирию в независимое государство, мы ставим перед собой две основные задачи. Прежде всего, это борьба с ДАИШ (акроним на арабском языке, который обозначает „джихадистскую" группировку Исламское государство, запрещена в РФ — прим.ред.). Здесь мы добились значительных результатов и в дальнейшем сосредоточимся на районах, где все еще сохраняется заметное влияние террористов, таких как Идлиб», — уточнил он.
Что касается второго вектора — а именно переговорного процесса — по мнению дипломата, его должен поддержать Совет Безопасности ООН, а возглавит правительство Дамаска при поддержке Москвы.
Относительно «формата Астаны» — дипломатической инициативы, которая с декабря 2016 года объединяет Россию, Турцию и Ирак — а также миротворческих инициатив ООН, он сослался на необходимость создания конституционного комитета, который будет отвечать за разработку новой Конституции Сирии.
«Мы близки к этому и ждем помощи от ООН и Гейра Педерсена [спецпосланника ООН], и мы как никто другой заинтересованы в успехе этого политического процесса. Такой двусторонний подход основывается на соглашениях, достигнутых на переговорах в Женеве и Совете Безопасности ООН», — пояснил он.
В продолжение разговора о событиях на международной арене, касаясь сложной ситуации в Венесуэле — Россию обвиняют в оказании решительной поддержки режиму Николаса Мадуро, которого не признает большинство европейских стран — дипломат подчеркнул, что Москва прикладывает все усилия к преодолению этой ситуации, которую он назвал «очень опасной».
«Мы содействуем группе Монтевидео в стремлении к инклюзивному политическому диалогу с участием всех сторон. Мы против военного вмешательства, а последние заявления представителей США говорят о том, что они его пока не исключают. Это очень опасно и может привести к катастрофе», — предупредил дипломат.
Высказываясь об отношениях между Россией и Венесуэлой, российский замминистра подчеркнул масштаб этих связей.
«Эти отношения затрагивают многие сферы: политическую, культурную, экономическую, энергетическую и военную. Мы подписываем договор о военно-техническом сотрудничестве, продаем различные системы оборудования, и поэтому отвечаем за обучение и обслуживание, это обычная практика, принятая в любой стране», — пояснил он.