Западная Грузия, регион Абхазия, город Очамчире. Двухэтажный дом с балконом, ржавые ворота, на месте окон зияют огромные дыры. Когда-то здесь жил знаменитый сержант-фронтовик Мелитон Кантария, который в мае 1945 года вместе с сержантом Егоровым водрузил советское знамя над поверженным Рейхстагом в Берлине.
Сегодня в доме военного героя ничто не напоминает о присутствии людей. В 1992 году Мелитон Кантария (Мелитон Кантария умер в 1993 году в Москве, где позже его семья получила квартиру — прим. ред.) вместе со своей семьей был изгнан из родной Абхазии российскими оккупантами, как и сотни тысяч других грузин, по этническому признаку.
Вот уже почти 30 лет Абхазский и Цхинвальский регионы Грузии аннексированы Россией, которая признает их независимыми государствами, препятствуя возвращению туда грузинских беженцев.
Трагическая история семьи Кантария перекликается с судьбой всего грузинского народа, воевавшего в составе советской армии и потерявшего на фронтах Второй Мировой более 300 тысяч человек, а спустя 50 лет испытавшего на себе военную агрессию и этнические чистки со стороны правопреемницы СССР, России.
«Фашисты будущего будут называть себя антифашистами» — эта фраза, приписываемая Уинстону Черчиллю, вполне отражает тенденцию, происходящую сегодня на пространстве бывшего СССР.
Тема Второй мировой войны, которую в России называют «Великой отечественной», уже давно легла в основу современной кремлевской идеологии о превосходстве российского народа и государства над своими соседями.
Под предлогом защиты от «грузинского фашистского режима» и «принуждения Грузии к миру», российское руководство ввело свои войска в Абхазию и Цхинвальский регион Грузии, изгнав оттуда практически все грузинское население и сделав беженцами более 500 тысяч человек.
На сегодняшний день на этих территориях наблюдаются все «классические» признаки оккупации — военная интервенция, этнические чистки и создание марионеточных политических режимов, полностью подчиненных России.
Немногочисленные оставшиеся грузины в обоих регионах подвергаются систематическим притеснениям и дискриминации. Людям отказывают в социальной помощи, всячески ограничивают в правах, основываясь лишь на их этнической принадлежности.
Несмотря на то, что грузинский язык в Абхазии и Цхинвальском регионе и так фактически находится под запретом, но даже грузинским детям в школах запрещают общаться между собой по-грузински. Оккупанты приучают их к мысли о том, что грузином быть позорно и стыдно.
На этом фоне российский президент Путин по-прежнему рассуждает о «преступлениях немецкого фашизма» и традиционно обращается к грузинам с поздравлениями на 9 мая. Правда, уже который год его послания адресованы напрямую «грузинскому народу», в обход руководства Грузии. И это вполне символично — ведь оккупанты в Кремле не признают существование независимого грузинского государства.
Сегодня они разделяют Грузию на несколько частей, как когда-то Сталин с Гитлером разделили Польшу, положив начало той самой Второй мировой Войне.
В этой связи встает вопрос — а уместно ли вообще отмечать в Грузии и считать праздником 9 мая — день, который уже прочно ассоциировался с лицемерием и цинизмом российского государства, стал символом современной российской оккупации и фашизма?
Сегодня советские красные звезды и «георгиевские ленты» украшают российские танки и самолеты, находящиеся на аннексированных грузинских территориях. Это оружие, направленное против Грузии, может в любую минуту выстрелить — и грузинское общество это прекрасно понимает.
Не удивительно, что в подобной ситуации в Грузии находится критически мало людей, желающих поучаствовать в ежегодных пропагандистских акциях России, таких, как «георгиевская ленточка» или «бессмертный полк».
К счастью, в Грузии отделяют память сотен тысяч грузин, погибших во Второй мировой Войне, от кремлевской пропагандистской обертки «9 мая».
Для грузинского народа борьба с фашизмом не закончилась в 1945 году, она продолжается и сегодня. Праздновать окончательную победу над фашистами Грузия сможет лишь тогда, когда последний российский солдат покинет грузинскую территорию.