Возможность оплаты услуг через интернет сократила очереди, но пожилых людей не заставляют пользоваться интернетом и не обучают этому.
Россия всегда имела репутацию бюрократической страны, и это по-прежнему так. Образ россиян, стоящих в очередях, знаком финнам еще с советских времен.
На самом деле в последние годы необходимость в очередях радикально сократилась. Например, практически все вопросы, связанные с оплатой жилищных и банковских услуг, можно решить при помощи интернета.
Российская система очередей развивалась в течение долгого времени, и можно сказать, что она стала более совершенной. Россияне стоят в очередях терпеливо и целеустремленно. Терпение — это большой козырь, если есть риск, что время ожидания в очереди затянется.
Российские очереди сильно отличаются от финских. Если человеку, стоящему в очереди, нужно в то же время решить еще какой-нибудь вопрос, он просит стоящего перед ним человека придержать место в очереди.
На свое место можно вернуться даже спустя много времени, если очередь не прошла и человек, державший место, не ушел. Чтобы наверняка обеспечить себе место в очереди, стоит договориться с несколькими людьми в очереди.
Расстояние между людьми в российской очереди значительно меньше, чем в Финляндии. Россияне реже пытаются лезть вперед — по крайней мере, в тесных очередях. Человек, который пытается пролезть вперед, может легко получить выговор от окружающих.
В России легко потерпеть неудачу в очереди, если встать от предыдущего человека слишком далеко. Окружающие могут посчитать, что вы не стоите в очереди. Слишком большой промежуток может привести к тому, что кто-нибудь встанет перед вами.
В таком случае обвинять никого ни в чем не стоит. А если и захочется кого-нибудь в чем-нибудь обвинить, можно пожурить себя за выбор слишком большой дистанции в очереди.
Русским тяжело представить себе финские очереди, в которых между людьми может быть полтора метра свободного пространства. Разные взгляды на то, какой должна быть очередь, часто приводят к столкновению культур, к примеру, в популярных у русских магазинах юго-восточной Финляндии.
В последние годы очередей, связанных в России с бытовыми вопросами, стало гораздо меньше. В целом банковские вопросы в России решить через интернет даже проще, чем в Финляндии.
Для оплаты коммунальных услуг не нужно покидать квартиру, если все договоры в порядке. В России счета за квартиру представляют собой сложную систему, поскольку оплата счетов за газ, электричество, интернет, телефон и телевидение производится через разные организации.
Несмотря на развитие цифровых технологий в стране, интернет есть не у всех — в отличие от Финляндии.
У стариков часто нет условий для того, чтобы освоить цифровой мир. У них может быть больше времени на стояние в очереди, чем, к примеру, у тех, кто живет очень насыщенной жизнью. Правда, многие российские пенсионеры работают, потому что пенсии часто не хватает даже на обязательные расходы.
Старшее поколение стоит в очередях на почте, в банках и других конторах, особенно в дни крайних сроков платежей.
В Санкт-Петербурге очереди, например, в аптеках — обычное явление. В очередях часто стоят малоимущие пенсионеры, которые рады сэкономить даже несколько рублей. Акционные дни создают очереди так же, как и в Финляндии.
В последние годы в России выстраиваются километровые очереди к мощам святых. К привезенным в страну мощам Николая Чудотворца пару лет назад выстроилась очередь в миллионы человек. В Москве и Санкт-Петербурге мощи в общей сложности увидели около двух с половиной миллионов россиян.
Россияне по-прежнему стоят в очередях в определенных местах — например, для проверки документов на автомобильной границе, или в налоговой службе. Но очереди в налоговой службе сейчас не длиннее, чем в Финляндии.
Это связано с тем, что в России расходы на обслуживание клиентов не сокращают так, как в Финляндии. Не предполагается, что все население страны научится самостоятельно решать проблемы в интернете. В России обслуживание клиентов оплачивается очень скромно, и поэтому поддержание услуги часто является экономически возможным.
В очередях приходится стоять и для того, чтобы оформить регистрацию. Это традиция, которая сохраняется еще с советских времен. У каждого человека, живущего в стране или имеющего вид на жительство, должна быть временная или постоянная регистрация по физическому адресу.
Благодаря регистрации чиновники знают, где при необходимости можно найти человека. Регистрацию, за которую отвечает Министерство внутренних дел, многие считают пережитком советского времени, когда граждан тщательно проверяли.
Регистрацию нужно делать по фактическому адресу проживания. Переехавшим на новое место жительства часто бывают трудно получить официальную регистрацию по новому адресу, поскольку многие арендаторы не хотят помогать в этом вопросе.
Поддельную регистрацию легко купить, и многие так и поступают. Решение официальных вопросов от получения библиотечной карты до услуг лаборатории без регистрации невозможно.
Многие вопросы, такие как получение нового паспорта или голосование, проводятся в том районе, где гражданин зарегистрирован. Это вызывает проблемы, если человек проживает не по своему официальному адресу.
Иногда в российских ведомствах трудно понять, где надо решать определенные вопросы. Телефоны и адреса ведомств в интернете не всегда обновляются. Клиент может случайно встать не к тому окну, и это обнаружится только тогда, когда подойдет его очередь. Это значит, что придется стоять в очереди заново к другому окошку.
Если при заполнении бланка была совершена незначительная ошибка, у вас могут потребовать заполнить бланк снова.
С очередями связаны особые хитрости. Порой нужно вставать в очередь с самого утра, прямо после открытия учреждения, поскольку с каждым часом очереди только растут. И всегда нужно надевать удобную обувь и одежду.