На выставке «Багдадский вор», проходящей в культурном центре Дар эль-Нимер (Dar El-Nimer) в Бейруте, представлена личная коллекция старых киноплакатов Абуди Абу Джуды, директора ливанского издательства Аль Фурат (Al Furat). Эти плакаты были произведены не только в Ливане, но и в других арабских странах.
В подростковом возрасте Абу Джуда приобрел постер фильма «Седьмое путешествие Синдбада» (1958), и он стал первым в коллекции киноплакатов, которая сегодня насчитывает 550 постеров, 300 фотографий из 20 стран и одну рекламную брошюру.
Абу Джуда сфокусировался на теме восприятия западным обществом арабов посредством киноплакатов. Таким образом, проанализировав их, мы можем узнать, что является арабской экзотикой в мировом кинематографическом воображении, а также отраженные в кино стереотипы, связанные с арабами и их культурой.
Художественный аспект киноплакатов
Первое, с чем знакомится посетитель выставки, — это художественный и эстетический аспекты постерного искусства. «Большинство киноплакатов были созданы ещё до использования современных технологий печати в период 1890-1970-х годов. В ту эпоху художники стремились привлечь публику и создавать хорошие работы, хотя качество плакатов было разным. Так, некоторые были менее заинтересованы в качестве своей работы, в то время как другие рисовали прекрасные плакаты, как это было у французских и итальянских художников. Чтобы привлечь публику, они с большой точностью изображали тело, создавали пейзажи и использовали яркие цвета, тем самым завлекая их в вымышленные миры», — говорится в брошюре выставки.
Представления об арабской культуре в международном кинематографе
Другой стороной постерного искусства, с которым знакомится посетитель выставки, является документальный аспект, связанный с тем, как представлена арабская культура в американском и европейском кинематографе. В этой связи можно выделить, какие ключевые особенности этой культуры наблюдаются в кино.
На выставке были представлены четыре группы киноплакатов, разделённых по тематике и жанру: мелодрама, фантастика, войны и шпионаж, а также особая коллекция всемирно известных фильмов, снятых в Бейруте.
Экзотика арабских женщин
Как рассказывают организаторы выставки, международный интерес к арабской культуре стал проявляться после танцевальных представлений, которые предшествовали появлению коммерческих фильмов. В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго группа из 12 артистов во главе с Фаридой Мазар выступила с танцевальным представлением, после которого девушка взяла сценическое имя Little Egypt (Маленький Египет). Этот танцевальный спектакль проложил путь к появлению целого ряда кинематографических работ, в том числе фильма «Великий Зигфилд» (1936). Таким образом, с самого начала с арабской экзотикой ассоциировались арабские женщины и их уникальная, редкая красота.
По сюжету фильма «Рабыня» (1947) Чарльза Лэмонта американский авантюрист отправляется с миссией в Триполи, чтобы спасти похищенных моряков. Там он встречает красивую танцовщицу, которая работает на похитителей. Фильм Роберта Флори «Дозорный пост в Марокко», снятый в 1949 году, повествует о французском офицере из иностранного легиона в Северной Африке, влюблённом в дочь султана.
История того самого танцевального представления была перенесена на экраны в 1951 году, когда режиссёр Фредерик Де Кордова снял комедию «Маленький Египет». Фильм повествует о танцовщице, ставшей миллионершей после того, как ее драматический танец вызвал бурную реакцию зрителей на Чикагской международной выставке.
В контексте западного увлечения женщинами Востока можно также упомянуть фильм Чарльза Лэмонта «Пламя Аравии» (1951). По сюжету тунисская принцесса борется с бедуинским шейхом за обладание черным конем. В приключенческом фильме Нэйтана Юрана «Золотой клинок» (1953) мы становимся свидетелями истории Харуна ар-Рашида, пытающегося спасти принцессу Кайрузан от жестокого визиря. В фильме «Вавилонская блудница» (1954) Карло Брагальи Семирамида, наложница царя, влюбляется в халдейского воина, сражающегося против правителя древнего Вавилона.
Стив Шекей снял фильм под названием «Грешники в пустыне» (1959). По сюжету бывший римский солдат встречает незнакомую женщину по имени Иштар, привязанную к колонне. В фильме Паоло Хеуша «В пустыне» (1965) авантюрист Алдар встречает принцессу Ясмин, когда продаёт оружие.
Злодеи-бедуины
Сюжетные линии фильмов нуждаются в злодейском персонаже или в преодолении препятствий, прежде чем прийти к счастливой концовке истории.
В мировом кинематографе образ бедуина пришёлся весьма кстати для создания в сценарии таких персонажей. В фильме «Приключения в Ираке» (1943) Росса Ледермана группа американцев избегает авиакатастрофы и встречает шейха, а вскоре становится очевидно, что за его дружелюбием скрывается нечто очень неприглядное. В фильме «Бенгази» (1955) Джона Брама бедуин противостоит американцу и ирландцу, которые ищут зарытые в пустыне сокровища. В «Караванах» (1978) Джеймса Фарго американский дипломат едет в Задестан, чтобы забрать дочь американского сенатора, влюбившуюся в бедуина.
Арабская пустыня
Восточная Фантазия
Особый интерес у ученых-исследователей вызывает тяга европейцев и американцев к арабским сказкам «Тысяча и одна ночь». Невероятный мир, полный сокровищ, чудес, волшебства, очаровательных гурий, прекрасных танцоров, храбрых шейхов и страшных чудовищ — источник огромного вдохновения для создания фантастических фильмов. Например, фильм «Багдадский вор» (1924) был экранизирован трижды (1940, 1961, 1978). В центре внимания кинематографистов находятся магия, приключения, ковры-самолеты, наложницы и восточный колорит, а не историческая точность событий.
Существует несколько фильмов, снятых по сказкам «Тысяча и одна ночь». Американские: «Али Баба и 40 разбойников» (1944), «Тысяча и одна ночь» (1945) и «Синдбад-мореход» (1947). Индийский — «Аладдин и волшебная лампа» (1952). Французский — «Али Баба и 40 разбойников» (1954) с Фернанделем и Самией Джамал. Также есть известный фильм совместного производства Франции и Туниса — «Гоха» (1958).
Земля шпионов и предателей
После Второй мировой войны возобновилось кинопроизводство в Европе. О военных действиях на территории арабских стран было снято множество фильмов, особенно о сражениях между англичанами и американцами, с одной стороны, и немцами и итальянцами, с другой. О роли арабов в сражениях на египетской границе рассказывают такие фильмы, как: «Сахара» (1943), «Пять гробниц по пути в Каир» (1943) и «Дорога в Каир» (1951). Также были сняты фильмы об иностранных легионах в арабском Магрибе. Например, американские и французские легионы можно увидеть в картинах «Дозорный пост в Марокко» (1949) и «Десять высоких мужчин» (1951).
В начале 60-х особой популярностью стали пользоваться шпионские и полицейские фильмы. Множество картин о событиях в Египте, Ливане и Тунисе выходило под категорией «В». Например, фильмы «Каир» (1963), «24 часа для убийства» (1965) и «Шпионы умирают в Бейруте» (1965). В этом жанре снято наибольшее количество кинематографических работ.
Главный стереотип об арабах в мировом кинематографе — это образ террориста
Стереотипное представление об арабах как о террористах — продукт арабо-израильского конфликта, связанный с образом палестинцев. В 1970-х годах международное и американское кинопроизводство не высмеивало традиционный образ арабов, но прилагало явные усилия, направленные на создание образа арабов-террористов. Например, фильм «Чёрное воскресенье» (1977). Следует отметить, что американский фильм «Телесеть» (1976) стал первым фильмом, предупреждающим об арабской атаке, которая ограничила свободу американских СМИ и телестанций.
В начале XXI века стали набирать популярность фильмы об арабах-террористах, представляющих угрозу безопасности международного сообщества. В них снимались очень известные актеры. Однако на Западе подобные фильмы появились не только из-за дурных намерений и невежества, а по большей части из-за отсутствия социального и культурного диалога в отношениях между народами.
Арабы были не единственной жертвой голливудской пропаганды. Иранцы, афганцы, индийцы и многие другие народы также от нее пострадали. В западном кинематографе образ арабов ужесточился из-за конфликта с Израилем.