На встрече глав США и Японии, прошедшей 27 мая, стороны обменялись мнениями относительно напряженной обстановки в Иране. Трамп заявил: «Я знаю, что у Японии очень хорошие отношения с Ираном, премьер-министр Абэ уже говорил мне об этом. Я думаю, что Иран хочет начать диалог, мы тоже этого хотим. Я хочу посмотреть, как будет развиваться ситуация. Никто не заинтересован в том, чтобы происходили ужасные вещи». Трамп поделился своими надеждами по поводу Ирана с премьер-министром Японии Синдзо Абэ.
На протяжении длительного времени многие думали, что из-за ограничений в политическом и военном плане, которые накладывает на Японию союзнические отношения с США, ее отношения с Ираном ограничиваются сферой экономики и торговли. Что касается политики, то обе эти страны ничем не примечательны. Однако такая точка зрения не учитывает объективные факты, которые заключаются в том, что у Японии и Ирана существуют общие стратегические потребности и интересы.
5% всей нефти, импортируемой Японией, поступает из Ирана, поэтому обострение отношений или даже возникновение военного конфликта между США и Ираном может негативно сказаться на импорте иранской нефти в Японию. Но еще более важно то, что длительная напряженность, существующая между США и Ираном, может стать причиной крупных потрясений для всего Ближнего Востока и значительно повысить цены на международном нефтяном рынке. Для Японии, которая сильно зависит от поставок нефти, это станет тяжелым ударом.
Для усиления совокупной мощи путем развития экономики и улучшения благосостояния народа Ирану необходимы японские высокие технологии и опыт управления. Но еще более важно то, что, видя повышение статуса Японии в рамках союза с США, Иран за счет дальнейшего развития дипотношений с Японией может добиться того, чтобы она внушала США собственные интересы в Иране. В таком случае становится понятно, почему Иран дал молчаливое согласие на то, чтобы Япония выступила за сглаживание ирано-американского конфликта.
В будущем отношения между Ираном и Японией могут измениться по следующим трем направлениям.
Во-первых, Япония и Иран усилят всестороннее сотрудничество в политической, торгово-экономической и научно-технической сферах, чтобы достичь уровня Китая и Южной Кореи. Во-вторых, ради собственной выгоды в политической и экономической сфере, а также для получения большего влияния на Иран Япония будет более активно использовать свой авторитет на мировой арене для сглаживания конфликтов между США и Ираном. В-третьих, укрепив отношения с Ираном, Япония сможет ослабить закрепившийся авторитет России в данной стране, усилив ее внешнеполитическую изоляцию, и занять выгодное положение в переговорах по вопросу «северных территорий», вынудив ее пойти на значительные уступки и компромисс.
Если смотреть более глобально, неважно, добьется ли Япония успеха в сглаживании конфликта между США и Ираном. Объективно у нее уже появился определенный авторитет на Ближнем Востоке, а роль посредника в ирано-американском конфликте привлекла еще больше международного внимания, что только повысило ее международное положение.