Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Noonpost (Египет): мусульмане в России. Меньшинство встречает Рамадан

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор статьи в «Нунпост» описывает, как живется мусульманам в России. Он вспоминает легенду о том, как русский князь выбирал религию для своего государства, описывает притеснения советского периода и сегодняшнюю ситуацию, гораздо более благоприятную. Однако жаль, что во время Рамадана к чувствам мусульман слишком мало уважения, пишет он: например, из продажи не исчезает алкоголь.

Согласно легенде, когда русский князь выбирал религию для своего государства, его впечатлили исламские принципы, однако запрет на употребление алкоголя помешал ему принять эту религию. Тем не менее исламское посольство пересекло Булгарию, чтобы жители этого региона приняли столпы ислама, включая пост.

Священный месяц Рамадан объединяет всех мусульман мира, однако в каждой стране есть свои традиции, и на фоне этнического и культурного многообразия в России мусульманские семьи также могут иметь разные традиции и обычаи в этот месяц.

Атмосфера Рамадана

В России проживают около 25 миллионов мусульман, что составляет 15% от общей численности населения (145 миллионов человек). При этом большинство не являются иммигрантами или иностранцами, как в других странах, — они проживают на этой территории внутри российских границ уже тысячу лет.

Население России превышает население нескольких мусульманских стран, и местные мусульмане представляют собой крупнейшее меньшинство. Также Россия является членом-наблюдателем Организации исламского сотрудничества. Подобная ситуация внушает российским мусульманам доверие и в то же время накладывает на них ответственность — они живут в немусульманском обществе, и их образ жизни и традиции сильно отличаются от жизни большинства россиян — православных христиан.

В каждом регионе России своя атмосфера Рамадана, которая в том числе зависит от продолжительности поста. Он может длиться более 20 часов, однако это не умаляет решимости людей соблюдать пост, несмотря на существование различных фетв и толкований по данному вопросу. Как утверждают некоторые богословы, пост обязателен с рассвета до захода солнца, несмотря на возможные трудности. В случаях, когда пост длится особенно долго — больше 18 часов, ряд ученых считают возможным поститься по мекканскому времени или ориентироваться на время в любой соседней мусульманской стране, где день короче, чем, например, в Москве.

В условиях сильной жары, дыма от пожаров и длинного дня поста мусульмане в России проходят испытание на терпение, выносливость и силу веры. Больные и освобождённые от поста по иным причинам люди, несмотря на разрешение перенести его, стойко придерживаются столпов своей религии и пользуются всеми возможностями месяца Рамадан, чтобы укрепиться в вере и упрочить исламскую культуру в сердцах представителей своей общины.

По традициям российских мусульман, вечерняя коллективная молитва совершается в историческом месте, после чего они с большой радостью организуют коллективный ифтар. Во время разговения подаются разнообразные блюда арабской и восточной кухни. В столице России очень много арабских заведений. Каждый год в это время там встречаются представители арабской диаспоры, живущие в разных уголках Москвы.

Исламские религиозные учреждения и благотворительные организации занимаются организацией массовых ифтаров на общественных площадках рядом с мечетями и религиозными центрами в столице. Тем самым мусульмане, лишенные возможности быть рядом с близкими во время священного месяца Рамадан, могут участвовать в религиозных мероприятиях и конкурсах, проводимых по этому случаю, вплоть до рассвета следующего дня.

Мусульмане России делают все, чтобы придать большую значимость месяцу Рамадан. Например, у Совета муфтиев в Москве они составляют список нуждающихся пожилых людей, сирот и вдов для предоставления им как можно большей денежной и продовольственной помощи.

Пять лет назад в Москве снова стали устанавливать шатры для ифтара, и в этом году традиция устраивать разговение неподалёку от Кремля продолжилась. В то же время эти шатры — не просто место для проведения ифтара. Здесь обычно собираются представители различных конфессий и культур, они знакомятся друг с другом и заводят дружбу, устраивают вечера, посвящённые различным народам.

В последние годы Россия активно развивает сотрудничество с исламским миром. Она поддерживает дипломатические отношения с различными мусульманскими странами и создала арабоязычный телевизионный канал. Арабы играют большую роль в этих процессах.

Рамадан во времена СССР

Северный Кавказ и другие регионы нынешней России познакомились с исламом через торговцев и послов-мусульман более 1400 лет назад, то есть в VII веке.

Интересно, что ислам на территории современной России появился намного раньше христианства. Русские в Поволжье официально приняли исламскую религию за столетие до того, как православие было объявлено всеобщей религией на Руси. Ислам сегодня занимает второе место в стране по количеству последователей после православия.

Когда царская Россия установила отношения с другими странами, среди них был и мусульманский Восток, поэтому понадобились частные дома для переводчиков, рабочих и слуг, которые бы заботились о высокопоставленных гостях-мусульманах.

Вернемся на несколько десятилетий назад: Москва была центром советского государства и коммунистического лагеря. В тот период религиозное поклонение был запрещено, и 70 лет государство оставалось средоточием атеизма.

Советская эпоха была трудным временем для ислама и мусульман, поскольку советская власть с самого начала провозгласила атеистическую идеологию, закрыла мечети и превратила их в склады. Священнослужителей арестовывали, однако никакие виды давления не могли заставить мусульман перестать верить и отправлять религиозные обряды.

Авторитарный режим решительно противостоял любым отправлениям религиозного культа: не разрешалось печатать религиозные книги и Коран, вести исламские курсы для детей. Однако после смены режима в России было принято новое законодательство, которое гарантировало свободу совести и разрешило создавать религиозные институты.

В годы чеченской войны средства массовой информации начали использовать против мусульман термин «терроризм», однако, несмотря на это, в последнее время в России наблюдается увеличение числа мусульман. Кроме того, участились случаи принятия ислама среди русского населения.

После морального краха под влиянием коммунистического режима народ понял, что истинное спасение можно обрести благодаря религии. Сегодня многие жители России обращаются к вере, в том числе исламской.

В Москве, одном из самых густонаселенных городов мира, проживают более 2 миллионов мусульман (из 10,5 миллионов жителей). Другими словами, каждый пятый прохожий на улице — мусульманин.

Хотя сложно утверждать, что людей, принявших ислам, стало больше, очевидно, что дело движется в этом направлении. Согласно оценкам, течение следующих 15 лет доля мусульман составит треть населения России (сегодня она равна 7%). Уровень рождаемости среди русских снижается, однако к мусульманам на территории Российской Федерации это не относится.

После падения крепости коммунизма

В советский период в стране отсутствовали исламские учебные заведения, где бы могли получить образование будущие имамы, однако сегодня в России насчитываются сотни исламских медресе, институтов и университетов.

Открытие Московского исламского института в 1998 году в качестве первого подобного учреждения и увеличение числа мечетей в Татарстане (один из субъектов Российской Федерации) с 18 до более тысячи свидетельствуют о подъёме ислама в стране.

Сегодня ислам является неотъемлемой частью жизни Москвы и всей России, минареты возвышаются до небес, а Красная площадь, внушавшая страх и трепет в период холодной войны, теперь радует сердца.

Москва, которая в XII веке представляла собой небольшой участок территории, сейчас является одним из наиболее важных европейских городов. Ее история насчитывает 850 лет. Это многоликий город — здесь в любой момент можно встретить выходцев из Центральной Азии, турок, азербайджанцев, туркменов, татар, кавказцев или афганцев.

Во времена Советского Союза было множество трудностей. В частности, невозможно было найти халяльное мясо. Сегодня в Москве есть соответствующие рынки, мясные магазины — как и магазины, продающие головные уборы для мусульманок, хотя в некоторых регионах России действует запрет на ношение хиджаба в школах. Такова, например, ситуация в Ставропольском крае, где запрещены исламские головные уборы из-за напряженных отношений между русскими и мусульманами в регионе Северного Кавказа. Как утверждают власти, этот запрет обусловлен светским характером образования, принципы которого утверждены в Конституции.

В Москве есть центры по убою животных и продаже мяса в соответствии с исламскими нормами, а также рестораны халяльной еды, где также можно провести ифтар. В основном это турецкие рестораны, предлагающие блюда османской кухни.

Вызовы будущего

В Москве действуют заведения для досуга мусульман, например, татарский центр, где можно изучать языки, рисовать или заниматься плаванием. Также в России имеются такие образовательные учреждения, как есть Институт Азии и Африки, Институт востоковедения и Исламский институт. В то же время нет прогресса в решении проблем, касающихся учебных программ, академических отношений, правил обучения, учебных материалов и отношений с преподавателями.

До 1996 года в Москве имелась одна Соборная мечеть, а сегодня в столице уже шесть крупных мечетей, в том числе мечеть Посольства Исламской Республики Иран, которую посещают сотрудники посольства, рабочие и студенты. Это место поклонения шиитов, куда можно попасть, лишь имея разрешение, в то время как остальные мечети можно посещать свободно. Также в разных частях Москвы работают более 20 небольших мечетей.

Московская Соборная мечеть, строительство которой заняло десять лет, — крупнейшая в Европе, она может одновременно принять 20 тысяч верующих, однако ее, даже наряду с другими мечетями, недостаточно для того, чтобы мусульмане столицы могли совершать поклонение в нормальных условиях. Несмотря на дождь, снег и холод, мусульмане молятся и на улицах возле мечетей.

В праздничные дни мусульмане заполняют улицы, и нехватка мечетей в столице по сравнению с общей численностью мусульман не становится препятствием для молитв, чтения Корана и выполнения религиозных практик этого священного месяца.

Еще одна проблема — отсутствие или небольшое количество официальных исламских научных центров, академических учреждений и учебных заведений. Вместо этого дело ограничивается курсами при мечетях, где можно познакомиться с основами исламской религии. В частности, в каждой мечети есть медресе, где дети и их родители получают религиозное образование, а также могут обучаться арабскому, турецкому и татарскому языкам.

Что касается отношения россиян и российского государства к Рамадану в целом, то газета «Аргументы и факты» сообщает, что никаких изменений в этот месяц не наблюдается: телевизионные и радиопрограммы транслируются без уважения к чувствам мусульман, продолжают работать кафе и алкогольные магазины. Похоже, пройдет много времени, прежде чем эти проблемы будут решены. А пока российские мусульмане ждут внимания и помощи со стороны мусульманских стран.