Тревожные вести поступают из Германии, которая до сих пор считалась наиболее стабильной экономикой Еврозоны. По прогнозам рейтингового агентства «Сентикс» (Sentix), немецкую экономику ожидают тяжелые времена: в этом месяце международные инвесторы дали ей самую негативную оценку за девять лет. Директор «Сентикс» Манфред Хюбнер приходит к выводу, что рецессия в крупнейшей экономике еврозоны уже на пороге. Мнение, которое озвучили международные инвесторы, всего лишь «последний звоночек», есть и другие сигналы. Так, центробанк Германии снизил прогноз по росту ВВП на этот год до 0,6%, указав при этом на сильнейший спад промышленного производства за последние четыре года.
Другие аналитики настроены не столь пессимистично. Согласно Институту макроэкономики и исследований конъюнктуры в Дюссельдорфе, вероятность рецессии в Германии составляет 28%, бить тревогу пока рано. В первом квартале 2019 года ВВП вырос на 0,4%, занятость сохраняется на высоком уровне. Тем не менее, правительство ФРГ принимает меры на случай ухудшения экономической конъюнктуры, готовит промышленность к переводу на короткую рабочую неделю.
В последнем квартале 2018 страна чудом избежала технической рецессии — экономический рост был равен нулю, а в предыдущем (третьем) квартале ВВП сократился на 0,2%. Считается, то рецессия начинается после двух месяцев экономического спада, и Германия буквально прошла по лезвию ножа. Главный аналитик британского исследовательского центра «Кэпитал экономикс» (Capital Economics) Джек Аллен констатирует, что в течение всего 2018 года в Германии наблюдалось замедление экономического роста. Сокращалось потребление домохозяйств, падали инвестиции в производство, снижался экспорт.
Среди главных причин замедления роста — мировые торговые войны, развязанные президентом США Дональдом Трампом, угроза Брексита, кризис в немецком автопроме, а также жесткие экологические нормы, повышающие себестоимость продукции «Сделано в Германии». Все эти факторы давят на экспортно-ориентированную экономику Германии. Наблюдатели подчеркивают, что США являются важнейшим экспортным рынком для Германии, а Китай — главным торговым партнером, и оба эти направления больше всего страдают от вводимых протекционистских барьеров.
Тем временем появились данные о том, что ведущие немецкие концерны теряют позиции в мировой «премьер-лиге». Только 44 из 1 тысячи крупнейших концернов планеты представляют Германию — четвертую экономику мира. Для сравнения, в этом же списке 299 компаний из США, 146 из Японии, 79 из Китая, по 45 из Великобритании и Франции. Доходность немецких концернов увеличилась за год всего на 1,2%. В то же время финансовые показатели фирм из США и Азии выросли более чем на 10%, остальной Европы — на 7,7%. По мнению немецких экономистов, одним из негативных факторов стала слишком высокая зависимость немецкого бизнеса от глобального рынка, который переживает сейчас не лучшие времена. Однако главная причина в том, что Германия опирается на «старые» промышленные отрасли, прежде всего автопром, в то время как наиболее динамично развиваются высокотехнологичные и сырьевые концерны.
По мнению парижской «Монд» (Le Monde), проблемы немецкой экономики в значительной степени связаны с «осторожной» политикой канцлера Ангелы Меркель, которая отказывается проводить давно назревшие структурные реформы. Иными словами, немецкая экономическая машина начинает буксовать ввиду бездействия берлинского руководства. В стране ощущается нехватка квалифицированной рабочей силы, но для ее привлечения нет соответствующего законодательства, проблема обостряется в связи назревающим демографическим кризисом и выходом на пенсию поколения «беби-бумеров».
Особняком стоит проблема инфраструктуры. Железные дороги и автобаны находятся в плохом состоянии, сказываются десятилетия недофинансирования, отстает качество интернета и телефонной связи. Все эти факторы говорят о том, что Германия становится менее конкурентоспособной. Согласно недавним экспертным оценкам, Германия сейчас менее привлекательна для инвесторов, чем Португалия, считавшаяся до последнего времени слабым звеном Еврозоны. Аналитики указывают и на недостатки налоговой политики ФРГ. В то время как США, Франция и ряд других стран снижают налоговую нагрузку на бизнес, в Германии правительство практически ничего не делает для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. Зато федеральный бюджет в 2018 году имел профицит в 10 миллиардов евро — за счет растущих поборов с бизнеса.
Особое значение имеет кризис немецкого автопрома, который до последнего времени считался лучшим в мире. Во-первых, экологи и зарубежные конкуренты объявили войну дизелю — классической немецкой технологии, объявив ее вредной для окружающей среды. Этому способствовал громкий скандал в США («Дизельгейт»), где в 2015 году «Фольксваген» обвинили в занижении уровня вредных выбросов, это коснулось более 11 миллионов автомашин во всем мире и обошлось концерну в миллиарды евро. Во-вторых, ряд мировых автопрооизводителей форсирует переход на электромобили и гибриды, хотя их экономическая и экологическая целесообразность еще далеко не доказана, а немецкий автопром пока отстает в гонке за новые автомобильные технологии.
И все-таки, по мнению аналитиков голландского банка ИНГ (ING), хоронить немецкую экономику пока рано. Инфляция в Германии в этом году не должна превысить 1,6%, что позволяет банкам дальнейшее финансирование предприятий. Безработица находится на низком уровне (2,5% в 2018 году), растут зарплаты и внутреннее потребление, что компенсирует падение экспортных доходов, активно развивается строительный сектор. Фундамент немецкой экономики остается «солидным», а поэтапный выход из стагнации вероятнее, чем сползание в рецессию. Однако структурные реформы нельзя откладывать в долгий ящик, поскольку население стареет, международная конкуренция обостряется, а долговые проблемы Еврозоны будут и дальше давить на Германию. В любом случае складывается впечатление, что «золотой век» немецкой экономики остался позади, а по основным показателям развития страна будет сползать на уровень своих европейских соседей.