В тот момент, когда 283 пассажира и 15 членов экипажа 17 июля 2014 года поднялись в Амстердаме на борт самолета Малайзийских авиалиний, направлявшийся в Куала-Лумпур, полыхавшая на востоке Украины война могла показаться чем-то весьма далеким. Однако рейс MH17 так и не достиг пункта своего назначения — этот самолет был сбит ракетой над восточной частью Украины. Все находившиеся на его борту 298 человек погибли.
Хотя российский президент Владимир Путин в последние годы постоянно отрицает ответственность России за этот инцидент, Австралия и Голландия — эти страны потеряли наибольшее количество граждан в этой катастрофе — осуждают Россию. Они пришли к выводу о том, что российский ракетный комплекс, с помощью которого был сбит самолет рейса MH17, вероятно, был перемещен в восточную часть Украины для поддержки находившихся там пророссийских повстанцев. Наземные силы, судя по всему, открыли огонь по самолету рейса MH17, полагая, что это был украинский военный борт. Как сообщил мой коллега Антон Трояновский (Anton Troianovsky), в среду руководимая голландцами команда следователей назвала, наконец, четырех подозреваемых, в том числе трех российских граждан, тесно связанных с московскими разведывательными службами.
В 2014 году уничтожение самолета рейса MH17 сплотило общественное мнение Соединенных Штатов и Европы, настроило его против России, а также обеспечило поддержку санкций, введенных против России после того, как она в том же году аннексировала Крым. Возникшее на Западе возмущение не привело к разрешению конфликта на Украине с сепаратистами, а сегодня оно вообще редко попадает в заголовки средств массовой информации. Вот уже в течение пяти лет вооруженные столкновения между Киевом и восточной Украиной продолжаются, и в результате постоянно гибнут люди с обеих сторон. Согласно оценкам, жертвами этого конфликта уже стали 13 тысяч человек. Однако, по крайней мере, в некоторых частях Европы возмущение по поводу этого конфликта и судьбы рейса MH17 постепенно сходит на нет.
Это позволило укрепить свои позиции тем силам, которые выступают за отмену европейских санкций против России, и, кроме того, в последние несколько лет дружественно настроенные в отношении России популисты активно вторгаются в европейскую политику. В 2017 году премьер-министр Венгрии Виктор Орбан подверг резкой критике «антироссийскую позицию и политику» Европы. После вхождения в австрийское правительство представителей крайне правых их лидер, — он занял пост вице-канцлера Австрии, — поддержал предложение об отмене антироссийских санкций. В мае правая коалиция в Австрии развалилась, однако Путин все еще может рассчитывать на Италию. В марте этого года премьер-министр Италии Джузеппе Конте заявил, что карательные меры в отношении России наносят ущерб итальянскому бизнесу. Официальные лица в других странах, включая Болгарию, просто выражают скептическое отношение к этим санкциям.
Возможно, наименее ожидавшееся сопротивление против антироссийских санкций исходит от Германии, где призывы к отмене санкций в последнее время становятся все более настойчивыми. Результаты проведенного в 2017 году сотрудниками немецкого Института мировой экономики (IfW) исследования показывают, что введенные санкции привели к сокращению доходов в размере 114 миллиардов долларов в Северной Америке и Европе в период с начала 2014 года по конец 2015 года.
Германия намного больше пострадала от введенных против России санкций, чем «другие важные в геополитическом отношении игроки, в том числе Соединенное Королевство, Франция и Соединенные Штаты», — подчеркивается в этом докладе. В целом, «почти 40% возникших на Западе потерь» приходятся на немецкие компании. Внутри страны последствия введенных санкций особенно сильно затронули, наверное, один регион — бывшую социалистическую Восточную Германию, сохранившую значительные торговые связи с бывшими частями Советского Союза после падения Берлинской стены в 1989 году.
В этом месяце произошла, наконец, эскалация накопившейся напряженности, и случилось это в тот момент, когда представляющий консервативную партию министр-президент федеральной земли Саксония Михаэль Кречмер (Michael Kretschmer) встретился с Путиным в Санкт-Петербурге. После их переговоров Кречмер потребовал полной отмены санкций. «Нам нужно прекратить конфликт на Украине, в котором каждый день погибают люди. Но мы также хотим как можно быстрее покончить с санкциями», — сказал он.
Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель — тоже член консервативной партии — сразу же отвергла это предложение. После встречи во вторник с президентом Украины Владимиром Зеленским в Берлине она подчеркнула, что санкции останутся в силе, пока не будет восстановлен территориальный суверенитет Украины, и пока «Крым не вернется в состав Украины». Меркель нашла союзников в противостоянии с Россией не только в таких более либеральных частях Евросоюза как Франция, Британия и Голландия, но также в лице крайне правого правительства Польши.
Есть также люди, которые занимают среднюю позицию между жестким отношением Меркель и требованием популистов полностью отменить санкции, но для такого подхода потребуется больше уступок со стороны как Украины, так и России. Первоначально предполагалось, что «минские соглашения» и соответствующие протоколы, по поводу которых удалось договориться в начале этого конфликта, и являются тем путем, по которому нужно будет двигаться.
Но этого не произошло. Россия обвиняется в нарушении этих соглашений, а бывший президент Украины Петр Порошенко выразил несогласие с некоторыми положениями, в том числе с идеей о предоставлении Донбассу, региону на востоке Украины, специального статуса и настаивал на восстановления полного контроля Киева над этим регионом.
В апреле президентом Украины был избран комедийный актер Владимир Зеленский, и это может предоставить обеим сторонам возможность перезагрузить переговоры. До победы Зеленского на выборах один из ключевых союзников Путина на Украине предположил, что результатом новых переговоров может стать передача Донбасса под контроль Киева в обмен на отказ от антироссийских санкций. Однако любое соглашение, позволяющее России сохранить свой контроль над Крымом и предусматривающее отмену санкций, натолкнется, вероятно, на сопротивление в некоторых европейских столицах. А без поддержки Европы Украина вряд ли сможет предложить приемлемую для Кремля сделку.
Возможно, Зеленскому предстоит сделать первый шаг, но то, как далеко он сможет пойти, будет зависеть от таких стран как Германия, Франция, Италия, а также Голландия, где в марте следующего года и начнется суд над четырьмя подозреваемыми в деле о крушении рейса MH17.