В стране, на которую разом свалились международные санкции, ссора с Западом, рост корпоративного национализма и вялая экономика, крупнейшим консалтинговым компании мира удалось разработать план выживания, — и пока он приносит дивиденды. Они предлагают все больше платных услуг, став незаменимыми для ведущих российских компаний, но при этом стараются привлекать к себе как можно меньше внимания.
Санкции США и ЕС против Москвы, введенные в ответ на российскую аннексию Крыма в 2014 году, круто изменили оценку бизнес-рисков в стране. Самые смелые на язык российские парламентарии регулярно предлагают в качестве встречной меры выкинуть из страны иностранные консалтинговые агентства и аудиторские компании.
Но вместо того, чтобы бороться за выживание, большинство консалтинговых фирм процветает, ведь российские компании стремятся не отставать от мировых конкурентов, — несмотря на все геополитические препоны, усугубляющие изоляцию страны.
Коллеги по цеху из других стран только диву даются, когда узнают, что операции в России продолжаются, как и прежде. Консультанты, работающие в России, говорят, что порой им даже приходится отбиваться от навязчивых — и часто непрошеных — плохо осведомленных служб внутреннего контроля и их проверок.
«Завсегдатаи развернули здесь гору любопытных проектов, но говорить о них не принято, так как от этого одни проблемы, — сообщил один заграничный консультант из России. — Никому не надо, чтобы названивали из штаб-квартиры и докапывались с проверками».
Сколь бы враждебным ни было их окружение, крупные иностранные игроки ведут дела в России без лишней помпы, — пусть боссы и признают, что санкции бизнесу навредили. Но даже при том, что от некоторых сделок пришлось отказаться, а ряд услуг свернуть, деловые отношения в целом нормализовались.
«Проблема не в том, чтобы оставаться в рамках закона, — разумеется, мы так и поступаем. Главная беда с санкциями — это не то, что нам что-то можно, а что-то нет, это как раз понятно. Это компании не могут разобраться, что им можно, а что нет, и вот из-за этого путаница и возникла», — объясняет управляющий партнер «Прайсуотерхаускуперс» (PwC) в России Игорь Лотаков.
90% клиентской базы PwC в России составляют местные предприятия, подчеркивает г-н Лотаков. За последние 10 лет его отделение удвоило доходы, а спрос на платные консалтинговые услуги возрос. Доля же аудиторских услуг, наоборот, сократилась с 70% до 30%.
Подобным успехом могут похвалиться и другие. Компания «Маккинзи» (McKinsey) пришла в Россию 26 лет назад, и все это время объем операций растет. В настоящий момент 70% клиентов обращаются за практическими бизнес-решениями, а не стратегическими советами.
С момента введения санкций в 2014 году не в меру ретивые депутаты не раз предлагали прогнать иностранных консультантов. Считается, что это одна из немногих мер в запасе у Москвы в ответ на международные санкции, перекрывшие российским компаниям доступ к западному финансированию или американским и европейским технологиям.
Но руководство консалтинговых компаний считает, что угроза эта пустая. От их услуг зависит слишком много корпораций — от Сбербанка до «Роснефти», крупнейшей в стране нефтедобывающей компании. Что не менее важно, они прекрасно понимают, что местным компаниям их место занять не под силу — не хватит квалификации.
Хотя данных о том, насколько востребованы услуги иностранных консультантов в России, нет, попытки Москвы заставить государственные организации перейти на отечественное программное обеспечение результатов не дали. Недавняя государственная ревизия показала, что 96% компаний в прошлом году пользовалось недозволенными иностранными программами.
Виталий Клинцов, управляющий партнер «Маккинзи» по России и СНГ, отмечает, что связи с иностранными консультантами закрепились во время экономического бума 2000-х, когда российские компании переходили на международные стандарты.
«Шло огромное преобразование, и мы стали его частью. Для консалтинга то было время удивительного роста и новых возможностей, — говорит он. — Мы заложили здесь огромный, глубокий кадровый резерв и стали гораздо меньше зависеть от прикомандированных сотрудников».
После 2014 года, когда санкции и спад на рынке нефти потянули за собой вниз экономику России вместе с рублем, консалтинговые услуги здорово подорожали. «Но без них действительно никуда. Компании оказались в стрессовом положении, и многие обращались к нам за помощью», — объясняет г-н Клинцов.
Крупнейшие игроки набрали управляющий персонал и руководство из местных, а в некоторых случаях местные кадры даже вышли на мировую арену за пределами России.
В декабре «Прайсуотерхаускуперс» будет отмечать 30-летие своей деятельности в России. Сегодня их российский филиал насчитывает 3000 сотрудников, и лишь семеро из 85 партнеров — экспаты. Г-н Лотаков, гражданин России, ведет дела в 12 городах, причем 30% его сотрудников находятся за пределами Москвы.
«Российские клиенты удивительно требовательны, — говорит г-н Клинцов, в компании он с 1997 года, а последние шесть лет возглавляет ее филиал в России. — Они хорошо понимают, чего от нас хотят. У нас много работы, и мы растем. Чем лучше мы работаем, тем лучше идут дела у наших клиентов, и тем больше профессиональных возможностей перед нами открывается».