Грузия внезапно появилась на первых полосах мировых газет, и в итоге заголовок «Кавказское затишье перед бурей?», который я собирался дать этой статье, оказался настолько пророческим, что утратил актуальность. А я уже начинал беспокоиться, не надоел ли я читателям со своим Кавказом, постоянно анализируя местные события, которые на первый взгляд имеют мало отношения к интересам и безопасности Польши. Но разве большинству из нас не казалось, что гражданская война в Сирии или в Ливии тоже не имеет к нам никакого отношения, пока массы беженцев не двинулись оттуда в Европу? Сегодня всем уже стало понятно, что, хотя наша страна еще не подверглась вторжению исламских варваров, ей тоже угрожает смертельная опасность.
Осознав, что к новым событиям, как к возникновению и террористической деятельности так называемого Исламского государства (запрещенная в РФ организация, — прим.ред.), причастна Россия, следует присмотреться к другим фронтам, на которых могут неожиданно появиться зеленые человечки. Таких горячих точек, где Кремль способен развязать международный конфликт, немало, при этом европейские державы продолжают с легкомысленной близорукостью бездействовать.
ЕС не будет умирать за Тбилиси
Это прекрасно осознавал покойный президент Лех Качиньский (Lech Kaczyński). Организовав в 2008 году операцию по спасению подвергшейся российскому нападению Грузии, он призвал принять участие в ней только понимавших суть дела четырех руководителей стран Восточной Европы, заранее осознавая, что, скорее всего, ответит запад континента. Раз некогда его лидеры не хотели умирать за Гданьск, то они тем более не захотели бы умирать за какой-то там Тбилиси или Баку…
Следствием этой трусливой безучастности Европейского союза стало то, что 20% грузинской территории оказалось под российской оккупацией, а пророчество Леха Качиньского («Сегодня Грузия, завтра Украина, послезавтра страны Балтии, а потом, возможно, придет черед и моей страны, Польши») с 2014 года начало трагическим образом сбываться у нашего восточного соседа, на которого тоже напала Москва. Угрозу распространения российской гибридной войны на другие перечисленные страны позволили предотвратить энергичные действия победившей на выборах в Польше партии «Право и справедливость» (PiS), которые способствовали наращиванию военного присутствия НАТО на восточном фланге. Также Ярослав Качиньский (Jarosław Kaczyński) начал претворять в жизнь идею своего брата, мечтавшего создать мощный региональный военно-экономический союз. Эта концепция получила воплощение в «Инициативе трех морей», которую поддержал президент США Дональд Трамп. Сейчас в проекте участвуют 12 стран ЕС, но в дальнейшем он должен превратиться в «Междуморье», то есть сначала к нему должна присоединиться Украина (а со временем, возможно, и Белоруссия), а потом Грузия и Азербайджан, которым тоже угрожает российский империализм.
Троянский конь Москвы на Кавказе
Почему я не упомянул в этом контексте Армению? Поляки традиционно относились к армянам с симпатией. В Первой Польской Республике те всегда были лояльным этническим меньшинством, однако, на Кавказе испокон веков выступали ревностными защитниками Москвы с ее имперскими притязаниями и продолжают играть ту же роль до сих пор, ссорясь из-за этого со всеми своими соседями.
Команда премьера Никола Пашиняна, который пришел к власти год назад на волне массовых общественных протестов, пытается выполнить данные избирателям обещания и развернуть борьбу с ужасающей коррупцией, которая процветала при ее предшественниках. Однако дело продвигается медленно: во всех государственных структурах остались люди свергнутого карабахского клана, так что суды зачастую закрывают дела против представителей прежних властей (как нам это знакомо!).
Разрушенная экономика никак не может восстановиться, а отношения с единственным союзником, Россией, складываются не лучшим образом, поскольку Путин не доверяет армянскому лидеру, который пришел во власть благодаря народному бунту (это не самый приятный образ для обитателя Кремля). К тому же у Армении нет непосредственной границы со своим большим другом, а перевозить товары в Россию и из нее можно лишь по единственной железнодорожной ветке, идущей через Грузию. Тем более удивительно выглядят недавние эксцессы с участием армян на территории этого относительно дружелюбного соседа.
Речь идет о граничащем с Арменией и Турцией грузинском регионе Самцхе-Джавахети с преимущественно армянским населением, которое все более активно демонстрирует сепаратистские настроения. Местные армяне, пользуясь открытой поддержкой Еревана, саботируют распоряжения местных властей, выдвигают абсурдные претензии на древние объекты грузинского культурного наследия и незаконно возводят памятники армянским боевикам, которые выступали на стороне России при захвате грузинской Абхазии.
Известный политолог Теймураз Туманишвили, глава Ассоциации конституционных демократов, напрямую обвиняет армянское меньшинство в ведении диверсионной деятельности, которая напоминает ту, что предшествовала захвату и продолжающейся по сей день оккупации азербайджанского Нагорного Карабаха. Грузинская полиция регулярно обнаруживает тайные склады оружия армянских боевиков, получающих деньги от своей влиятельной диаспоры. Недавно в США прошел телемарафон по, как заявлялось официально, сбору средств на строительство армянского культурного центра в Джавахети. Грузинское руководство полагает, что в действительности средства пойдут на создание тренировочной базы для сепаратистов. Если учесть, что через этот регион проходит стратегический трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан, транспортирующий нефть из Турции и позволяющий Грузии зарабатывать на транзите, обеспокоенность грузинских властей провокациями армян становится совершенно понятной.
Отрезать от Грузии по куску
Грузинский патриарх Илия II, пользующийся огромным авторитетом у соотечественников, как когда-то Иоанн Павел II у поляков, предостерег грузин, что им следует соблюдать особую осторожность, ведь конфликтом могут воспользоваться внешние силы. Россия на Кавказе не бездействует: она продолжает безнаказанно передвигать границы сепаратистских Абхазии и Южной Осетии вглубь грузинской территории, а одновременно, пользуясь бездействием местных властей, скупает в Грузии земли для разных «частных» российских компаний.
При мысли о таких туристах, которые по плану, придуманному некогда Валенсой, должны были заняться в Польше бизнесом на бывших советских базах, бросает в дрожь. К счастью, Польша не относится к членам НАТО второй категории, и поэтому вместе со всем Альянсом мы должны поддержать наших кавказских друзей в их борьбе с нарастающей угрозой, исходящей от вынашивающей имперские планы России.
«Грузинская мечта» как польская «Гражданская платформа»
Проигранная в 2008 году война спровоцировала вполне понятное усиление страха перед Россией и кризис доверия к президенту Михаилу Саакашвили, которого обвинили в легкомысленном развязывании войны за Абхазию. Уверенную победу на выборах одержала новая партия «Грузинская мечта» олигарха Бидзины Иванишвили, заработавшего миллиарды на темных делах в Москве. Он снискал расположение грузин своей версией политики «горячей воды в кране», обещав обеспечить всеобщее процветание и защитить страну от России при помощи отказа от «размахивания шашкой». Я специально использую здесь выражения из лексикона польской «Гражданской платформы»: психологическая обстановка в Грузии тогда очень напоминала тот упадок духа, который переживала Польша после смоленской катастрофы.
Саакашвили, которого обвинили во всех возможных преступлениях (даже в убийстве) и вскоре лишили гражданства, уехал из Грузии, его ближайшие соратники попали в тюрьму, а партия распалась на множество частей. Спустя несколько лет грузины убедились, что «Мечта» оказалась неэффективной, но из-за отсутствия реальной альтернативы и раздробленности оппозиции спустя три года вновь отдали власть клике Иванишвили.
Еще одна параллель с польскими реалиями при «Гражданской платформе» — невероятный рост коррупции, которую ранее смог успешно задушить Саакашвили. Кроме того, власть вела себя чрезвычайно надменно и демонстрировала пренебрежение собственным народом. Высшей точкой стало предоставление делегату страны-оккупанта возможности выступить на языке врага с места спикера грузинского парламента. Такого унижения грузины вне зависимости от своих политических взглядов не вытерпели, начались волнения.
Очередной Майдан?
Никто в Европе (в том числе мы, поляки) не осознает, что Грузия — очень древнее государство, в истории которого было уже все: мощь и слава золотого века, разделы, века рабства. Так что грузины располагают большим набором не утративших актуальности национальных символов. Главными реликвиями на этой родине вина (археологи обнаружили следы, показывающие, что его производством занимались здесь уже 8 тысяч лет назад) считается крест из виноградной лозы, обвязанной волосами святой Нины, которая в IV веке нашей эры обратила Грузию в христианство, и поэма «Витязь в тигровой шкуре». В 2017 году отмечалась 800-я годовщина преподнесения автором своего произведения царице Тамаре, причисленной после смерти к лику святых. Шота Руставели воспевает в поэме истинные грузинские добродетели: благородство чувств, отвагу и абсолютную верность в любви и дружбе. А сейчас перед зданием парламента у главной транспортной артерии грузинской столицы, носящей имя поэта, возможно, начинается очередная революция достоинства на пространстве бывшей советской империи, которой не могут постичь умом ни кремлевские руководители, ни их подданные, ведь понятие достоинства им абсолютно чуждо.
Между тем для поляков и грузин оно имеет ключевое значение. Именно умение сохранить достоинство отказывающихся каяться за свое бунтовщичество поляков привело в шовинистское исступление Федора Достоевского, а в Грузии, те счастливчики из польских ссыльных, которые попали не в Сибирь, а на Кавказ встретили теплый прием и понимание.
В 1922 году благодарная Польша приняла грузинских военных, уцелевших после жестокого нападения советского государства на их страну. Их капеллан, профессор Варшавского университета Григорий Перадзе, говорил в проповеди, обращенной к изгнанникам: «Мучительнее всего не то, что вас лишили родины, а то, что вас лишили человеческого достоинства и чести».
Грузинские офицеры польской армии в ходе Второй мировой войны героически защищали свою вторую родину, воюя плечом к плечу с поляками на всех фронтах и погибая вместе с ними и в Тобруке, и в Катыни. Сам Перадзе, спасавший евреев в сотрудничестве с Армией Крайовой, был казнен в концлагере Аушвиц. В 1995 году он стал единственным погибшим сотрудником Варшавского университета, которого Собор Грузинской православной церкви (одной из старейших автокефальных Церквей) причислил к лику святых мучеников.
В упомянутой выше проповеди святой Григорий очень интересным образом объяснял эту естественную потребность в чувстве личного и национального достоинства: «На грузинском жизнеописания святых носят название „Жизнь и гражданство". Слово „гражданство" означает здесь духовную жизнь, борьбу с самим собой, тьмой и внешними условиями. Гражданство не только святого, но и каждого человека — это принесение себя в жертву, предание себя огню, чтобы дать свет другим. Христос пришел сказать нам то, что должно быть начертано на челе каждого грузина: „Кто оказался недостойным гражданином этого мира, тот не будет достоин небес"».
Сейчас от уровня гражданственности грузин зависит, смогут ли они сбросить навязанную повинующейся Москве властью русскую сермягу смиренного мужика, а потом, вспомнив добродетели витязя в тигровой шкуре, вернуть себе достоинство и чувство национальной гордости.