Рим — Когда Путин посетил Ватикан в четверг, 4 июля, это было больше, чем просто встреча — их третья встреча — между двумя мужчинами. Скорее это был разговор тет-а-тет между знаменосцами конкурирующих взглядов на христианство на европейском континенте в тот самый момент, когда идеологическая поляризация между националистами и либералами раскалывает Запад.
«Возможно, вы сочтете это ересью, но президент Путин кажется мне в больше степени папой — в том, как он несет идеи христианства в мире, — нежели тот человек, которому стоит во всех отношениях быть папой», — сказал Джанматтео Феррари (Gianmatteo Ferrari), секретарь пророссийской и пропутинской ассоциации «Ломбардия-Россия», непосредственно перед встречей. «Величайший, благороднейший и самый рьяный защитник наших христианских ценностей — это президент Путин», — добавил Феррари.
Президент ассоциации «Ломбардия-Россия» Джанлука Савоини (Gianluca Savoini) является близким союзником министра внутренних дел Италии Маттео Сальвини (Matteo Salvini) и его неофициальным посредником в отношениях с Россией. Планировалось, что Путин встретится за обедом с Сальвини, а также с вице-премьером Лиуджи ди Майо (Luigi Di Maio), лидером популистского «Движения пяти звезд».
В программе визита Путина в Италию также встречи с президентом Серджо Маттарелла (Sergio Mattarella) и премьер-министром Джузеппе Конте (Giuseppe Conte), а также с его старым другом Сильвио Берлускони. Однако больше всего внимания привлекла встреча Путина с папой римским.
По своем обыкновению Путин опоздал на час (на первую встречу с папой римским в 2013 году он опоздал на 50 минут, а на вторую в 2015 году — более чем на час).
Для Путина эта встреча стала очередной возможностью подтвердить свою репутацию глобального лидера. Для Франциска сотрудничество с Путиным и его поддержка крайне необходимы для защиты христиан на Ближнем Востоке, где Россия занимает активную позицию. Папа римский также стремится к единству или по крайней мере к налаживанию отношений с Русской православной церковью.
В 2016 году папа Франциск встретился с патриархом Московским Кириллом, главой Русской православной церкви, и это стало первой встречей лидеров двух церквей за последние 400 лет. Однако Франциску хорошо известно, что без поддержки Путина все его усилия, вероятнее всего, окажутся безрезультатными.
Встреча в Ватикане прошла в тот момент, когда Путин начал обращаться напрямую к католикам Европы, многих из которых привлекают политики-националисты.
В своем недавнем интервью изданию «Файнэншл таймс» Путин заявил, что западный либерализм уже изжил себя. Ему также задали вопрос о том, может ли религия играть более значимую роль в развитии национальной культуры и обеспечении сплоченности нации. «Я именно поэтому сейчас скажу о католиках», — ответил Путин, после чего он привел несколько аргументов в защиту традиций католической церкви. «Мне кажется иногда, что отдельные элементы, отдельные проблемы в католической церкви начинают вот этими либеральными кругами использоваться как инструмент уничтожения самой церкви. Вот что я считаю неправильным и опасным», — сказал он.
Это стало настоящей музыкой для ушей традиционалистов и ультраправых националистов, убежденных в том, что Франциск — который не раз призывал принимать мусульманских мигрантов и людей нетрадиционной ориентации — и есть тот самый разрушительный элемент. Традиционалисты находят утешение в том видении христианства, которое проповедуют Путин и Русская православная церковь, занявшая жесткую позицию в вопросе однополых браков и изменений гендерных ролей.
У Путина есть множество поклонников в Италии, включая фактического лидера страны Сальвини, который публично заявлял о своем восхищении российским лидером. Сальвини приезжал на мероприятия политической партии Путина, а однажды он даже надел футболку с портретом Путина.
В своем интервью миланской газете «Коррьере делла сера», которое Путин дал до своей встречи с папой римским, он сказал, что Сальвини и его партия «Лига Севера» активно поддерживают полное восстановление сотрудничества между Италией и Россией. Он добавил: «"Лига" и ее лидер Сальвини являются активными сторонниками восстановления полноценного сотрудничества Италии с Россией, выступают за скорейшее снятие антироссийских санкций, введенных США и ЕС. Здесь наши точки зрения совпадают. Сальвини тепло относится к нашей стране».
Путин также подчеркнул, что Россия не намерена ввязываться в гонку вооружений с США, назвал обвинения во вмешательстве России в американские выборы «абсурдом» и отметил, что обвинения во вмешательстве в европейские выборы, состоявшиеся в мае прошлого года, были рассчитаны на то, чтобы «продолжить демонизировать Россию в глазах рядовых европейцев».
В статье, опубликованной в туринской газете «Ла стампа», Путин отметил, что, несмотря на рост глобальной экономики, текущая западная экономическая модель переживает «универсальный кризис», и призвал к заключению новых соглашений, в центре которых будет понятие «суверенитета и безусловного права каждой страны на свой собственный путь развития».
По словам Массимо Интровинье (Massimo Introvigne), итальянского социолога, специализирующегося на религиозных темах, Путин ясно дал понять, что он убежден, что такие западные ценности, как вера в права человека и религиозная свобода, не являются универсальными правами, и что они вовсе не обязательно применимы в России.
«Путин представляет средневековую версию христианства, господствовавшую еще до начала эпохи Просвещения, или как минимум ту версию, которая была распространена до Второго Ватиканского собора», — отметил Интровинье, имея в виду собор, который состоялся в 1960-х годах и в результате которого внутри церкви были проведены масштабные реформы.
Между тем, по мнению Интровинье, «папа Франциск представляет более прогрессивную и современную версию христианства, которая принимает и проповедует западную концепцию прав человека».
Самые рьяные последователи Путина говорят о российском лидере в мистических терминах, сравнивая его с Катехоном — силой, которая препятствует окончательному торжеству антихриста. «Путин катехоничен», — сказал Александр Дугин, российский интеллектуал и традиционалист, среди последователей которого есть множество националистов, неофашистов и европейских идентаристов.
Поклонники Путина также часто вскользь упоминают о «Третьем Риме» — возникшей в 15 веке идее об особом предназначении Православной церкви, в рамках которой Москва должна стать духовным центром истинной церкви, то есть преемницей Рима и Константинополя.
На этом фоне Франциск всячески старался не противопоставлять свою церковь России — он не стал занимать чью-либо сторону в украинском конфликте и вмешиваться в ситуацию с украинской национальной церковью. Социолог Интровинье отметил, что очевидная оппозиция Путина идее религиозной свободы в России «может в конечном счете поставить под угрозу католическое меньшинство».
По словам Дугина, он заметил, что мистицизм Русской православной церкви, к которой он принадлежит, привлек верующих из рядов католиков, которые были крайне недовольны «либеральностью» своей церкви.
По его словам, некоторые рядовые служители католической церкви в Риме тоже видят в Путине своего защитника. Однако с этим согласны далеко не все католические традиционалисты.
Роберто де Маттеи (Roberto de Mattei), президент фонда Lepanto, который резко критикует папу Франциска за то, что тот не может защитить Европу от наступления ислама, признался, что он не разделяет ту симпатию, которую некоторые католические традиционалисты испытывают по отношению к Путину, и подозревает, что российский лидер просто проводит очередную «политическую операцию».
«Я боюсь, что он ведет двойную игру», — сказал де Маттеи, добавив, что Европа оказалась фигурой на шахматной доске в игре Путина и папы Франциска, и что «у Запада нет настоящего лидера».