Трамп в Польше и Дании
Белый дом подтвердил, что президент США с супругой посетят Польшу и Данию. Целью визита станет, в частности «противостояние общим вызовам безопасности в регионе». В официальном сообщении говорится, что Трамп посетит в Варшаве мероприятия, приуроченные к 80-й годовщине начала Второй мировой войны, а потом встретится в Копенгагене с королевой Дании и представителями датского бизнеса. Здесь следует отметить, что именно отказ Дании давать согласие на прокладку газопровода «Северный поток — 2» может задержать реализацию этого проекта, который планировалось завершить к концу текущего года.
Трамп отнюдь не случайно решил встретиться с датскими бизнесменами. С одной стороны, это могут быть представители «Энергинет» — компании, которая вместе с польским концерном «Газ-Систем» задействована в проекте создания Балтийского газопровода. США поддерживают эту инициативу трех стран НАТО (Польша, Дания, Норвегия), видя в ней инструмент, позволяющий снизить зависимость от российского газа, а, значит, соответствующий американской политике безопасности в регионе.
С другой стороны, речь может идти о встрече с компанией «Блю Вотер Шиппинг», занимающейся транспортировкой и хранением 115 тысяч труб для «Северного потока — 2», которую могут затронуть новые санкции.
Как сообщает газета «Хандельсблат», американский президент с большой степенью вероятности может одобрить проект санкций США против партнеров проекта «Северный поток — 2». Издание указывает, что с ограничительными мерами столкнутся подрядчики проекта (в частности, швейцарская компания «Олсиз»), а в качестве инструментов будет использоваться блокада финансовых транзакций и визовые ограничения.
Принадлежащее «Газпрому» акционерное общество «Норд Стрим 2 АГ» занимается оценкой возможных последствий введения санкций и не комментирует тему, при этом его партнер, Австрийская нефтегазовая компания, убежден, что газ сможет пойти по новому газопроводу уже в конце этого года.
Пойдет ли Трамп на введение ограничительных мер? С одной стороны, такой шаг (как и поддержка проекта «Балтийский газопровод») оправдан с точки зрения политики безопасности США, по поводу которой существует межпартийный консенсус. Против такого подхода высказываются лишь отдельные отщепенцы вроде республиканца Рональда Пола (Ronald Paul), который назвал Америку «богом-узурпатором», стремящимся указывать, в какую сторону в мире должен течь газ. С другой стороны, односторонние американские санкции нанесут удар по компаниям из стран ЕС и станут доказательством того, что цели политики Вашингтона и Брюсселя расходятся.
Трансатлантическое единство
Решит ли американский президент объявить о введении санкций в ходе своего визита в Польшу, сказать сложно. Между тем для него это была бы удобная возможность в очередной раз поднять тему «испорченной» Западной и «здоровой» Восточно-Центральной Европы, которая может рассчитывать на поддержку администрации Трампа, предстающего в роли одного из лидеров консервативной революции наравне с Виктором Орбаном или Ярославом Качиньским (Jarosław Kaczyński).
Представляется, однако, что важнее сохранить трансатлантическое единство, чем вводить санкции в отношении проекта «Северный поток — 2»: благодаря прогрессу в сфере диверсификации источников поставок в Польшу он уже не представляет для нас экзистенциальной угрозы, как для Украины.
При этом следует напомнить, что в прошлом Трамп не боялся действовать самостоятельно и вернул ограничения на экспорт иранской нефти, которые нанесли ущерб покупателям в Европе, то есть западноевропейским странам, и стали примером политики, противоречащей интересам партнеров-участников ядерной сделки: Франции, Германии и Великобритании. Кстати, пострадали также планы польских компаний, рассчитывавших на контракты в Иране.
Что сделает Трамп в Варшаве, с уверенностью сказать невозможно. Тем, кто наблюдает за международной политикой и проектом «Северный поток — 2», остается первого сентября следить за происходящим в польской столице и задаваться вопросом, решит ли американский президент использовать годовщину начала Второй мировой войны, чтобы совершить очередной неоднозначный шаг.