Эрдоган понял, что должен найти способ предотвратить дальнейшее американское давление на Турцию. И способ был найден: Эрдоган решил укреплять отношения с Россией, и закупка зенитных ракетных комплексов С-400 только подтверждает этот план. Важно, что восемь российских грузовых самолетов прибыли в Турцию с частями этих передовых комплексов на борту почти ровно через три года после попытки государственного переворота в Турции. Ситуация становится все более символичной.
Когда самолеты прибыли на место и все надлежащим образом засняли, Эрдоган обратился с речью и сказал: «С позволения Аллаха они будут установлены к апрелю 2020 года». Возможно, Эрдоган еще ждет позволения от Аллаха, но больше — явно ни от кого, ведь Анкара ясно дала понять американцам, что отныне не поддается их давлению (в прошлом подобные страны ждала очень печальная судьба; примеры — Ирак, Ливия).
Однако одна вещь весьма интригует. Конечно, С-400 сложный тип вооружений, но зачем столько времени на его развертывание? И почему вообще потребовалось столько времени на доставку этих комплексов из России в Турцию?
Информация, поступавшая от турецких СМИ перед доставкой, перед подтвержденной доставкой, была весьма противоречивой. Несколько раз «подтверждалось», что С-400 «прилетят», то есть появятся в Турции, «в течение дня». И каждый раз проходил день, потом второй. Больше всего удивляли заявления о том, что комплексы «прилетят», то есть появятся, в «конце недели». Неужели они летели вокруг света?
Ладно, можно предположить, что явно существовала какая-то причина, чтобы держать точную дату и время в секрете. Возможно, с этой целью до общественности доносили ложную информацию. Правда, неясно, кто мог бы обстрелять или сбить российские самолеты в этом регионе. Последним, кто намеренно сбил российский военный самолет, была по иронии судьбы как раз Турция!
Так или иначе, но С-400 доставлены, и даже непосвященные смогли убедиться, что комплексы не «пазл», чтобы их складывать. Это уже готовое оружие. На фотографиях мы увидели две пусковые установки, подъемник, радары. Не похоже, по крайней мере на первый взгляд, что на сборку всего этого воедино может потребоваться десять месяцев.
Да, для эксплуатации самих комплексов персонал должен пройти интенсивный курс обучения, но турецкие военные его уже якобы прошли. Еще минувшей весной и ранее появлялась информация о том, что пока одни турецкие военнослужащие обучались обращаться с С-400 в России, их коллеги в США учились летать на новых истребителях F-35. Конечно, было ясно, что только одна из этих двух групп приедет домой и будет эксплуатировать соответствующую технику. После драматических событий выяснилось, что это будут те, кто проходил обучение в России. Правда, если они там действительно были. Все эти «да-нет-нет-да» вокруг поставок С-400 в Турцию могут вызвать весьма большой скептицизм. Иными словами, на самом ли деле турецкие военные прошли подготовку в России, как сообщалось? Кто знает!
Если по какой-то причине они все-таки там не обучались, это объясняло бы, почему Эрдоган надеется, что к апрелю 2020 года все наконец-то заработает. Хотя то, как он об этом сказал, подсказывает: апрель 2020 года — еще оптимистичный прогноз.
Означает ли это, что С-400 настолько сложны? Нет, не означает — это обстоятельства вокруг поставки слишком сложны.
Давайте вернемся на несколько дней назад. Что США обещали предпринять, если Эрдоган «действительно» осмелится приобрести российские комплексы? Турцию исключат из программы F-35 и введут против нее санкции. Что сделано? Турцию исключили из программы F-35, но никаких санкций так и не ввели. Почему? Сначала Вашингтон заявил, что рассматривает этот вопрос, а в переводе это означает: «Мы не будем спешить». А на следующий день Госсекретарь США Майк Помпео пояснил позицию следующим образом: «Мы введем санкции против Турции, если С-400 будут введены в строй».
Хорошо, для американцев в этом есть смысл, если они и вправду «боятся» российских С-400. Ведь, как утверждают американцы, эти комплексы способы «считать» их военные тайны (при этом неясно, почему они не боятся всего российского оборудования, установленного на военной базе Хмеймим в районе сирийской Латакии, которая находится менее чем в 50 километрах от турецкой границы). Опять-таки неясно, что тем самым хотел сказать Помпео. Неужели он действительно думает, что Турция оставит комплексы С-400 в качестве «декорации», как некое напоминание о хороших турецко-российских отношениях (а это в каком-то смысле прецедент, если вспомнить историю).
Если бы Турция действительно пошла на это и оставила бы системы С-400 собирать пыль где-нибудь на складе, то это стало бы для нее еще большим позором, чем если бы она просто отказалась от покупки С-400. Тогда могло бы показаться, что Россия просто заставила Турцию купить свои комплексы. Это было бы странно, и, вероятно, такому удивился бы даже Помпео.
Тем не менее, судя по всему, Эрдоган принял тактическое решение не разворачивать С-400, пока не найдется способ преодолеть потенциальные американские санкции. А значит, президент Турции опять вынужден взяться за обдумывание хитрых ходов. Какими они могу быть? Например, он может «пригрозить» очередной закупкой российских вооружений (военных самолетов) или уже сегодня упоминаемым наступлением с «американской» стороны Евфрата.
С-400 будут наконец введены в строй, когда станет ясно, что Эрдогана не постигнет судьба коллекционера дорогой военной техники, ставшего жертвой чужих внешнеполитических целей (в данном случае Москвы). Но и тогда комплексы не будут использоваться по назначению. Конечно, Эрдоган может развернуть их где-нибудь на границе, чтобы сбивать все, что летит со стороны Идлиба, но неужели из российских комплексов будут сбивать российские же самолеты? К подобной иронии судьбы мир еще не готов (по-видимому), да и создается впечатление, что, поступи такой приказ, взбунтуется сам С-400: может, на его панели управления загорятся большие красные буквы «НЕТ!».
И все-таки стоит признать: Эрдогану удалось то, что давно не удавалось никому, даже его относительно новому другу Путину. Эрдогану удалось заставить Америку и Европу осторожно обдумывать свои действия в отношении него. Соединенным Штатам он дал понять, что если они будут слишком сильно давить, то могут лишиться, возможно, самого важного со стратегической точки зрения члена НАТО. Что касается Европы, то «против нее» у Эрдогана давно есть несколько миллионов беженцев и мигрантов, которые остаются в Турции и только и ждут, когда перед ними распахнут ворота и откроют путь прямо в Германию (или куда они успеют добраться). Конечно, Эрдоган поставил Европу в весьма затруднительное положение, так как США хотя бы могут слегка пригрозить ему, а Европе остается только надеяться, что «султан» будет милостив и оставит ворота по-прежнему на замке.
Эта игра между Анкарой и Вашингтоном продолжится. Ясно, что Турция и США готовы долго ее продолжать, и для каждого конкретного шага им потребуются многие месяцы. В промежутках между шагом А и шагом Б стороны будут искусственно поддерживать напряженность. Сейчас мяч на стороне Эрдогана. Наступит 2020 год, и придет апрель, и если он хочет остаться «в игре», то тогда он уже не сможет сказать, что не знает, где кнопка запуска!