Первую часть интервью читайте здесь: Турция ждала, что мы будем воевать с Россией за Крым — Сергей Корсунский
Апостроф: Каким вы видите будущее Минских переговоров? Нужно ли давать особый статус Луганской и Донецкой областям?
Сергей Корсунский: Я думаю, что они будут трансформироваться. В таком виде, как они существуют пять лет — они бессмысленны. Я общался с представителями местных властей Луганской и Донецкой областей — они считают, что о них забыли. Они рассказывали, что много раз обращались и в правительство, и к президенту, но ничего не делалось. У них нет ни денег, ни бюджетов. Только сейчас там увидели какие-то сдвиги. Если новая власть серьезно подойдет к этому вопросу, то проблему можно решить. Просто надо перестать заниматься популизмом и замыливанием глаз. С другой стороны, на Минских соглашениях основаны все санкции. Поэтому мы не можем просто так отойти от этого документа. Но не зря Зеленский серьезно заговорил о новой встрече в каком-либо «нормандском формате» — расширенном, сильно расширенном.
— Что даст привлечение американцев и британцев к этим переговорам?
— Конечно же, они на нашей стороне. Это усиливает нашу позицию, но я думаю, что русские не дадут на это согласия. Позиция госдепа США по участию в переговорах проста: мы, согласны, если на это согласятся все стороны. Все стороны — имеется в виду, конечно же, Российская Федерация. А в Кремле смотрят на композицию «нормандского формата» и говорят: а зачем здесь американцы, а тем более британцы с учетом их личной неприязни [к России]…
— А чем тогда поможет расширенный формат, если все равно [все] будет согласовываться с Россией?
— Звучала такая идея (пока неофициально, но негласно говорят об этом), что все-таки изменения в конституцию могут быть, и особый статус дадут не двум областям, а всем. Это помогло бы решить проблему и имплементировать Минские соглашения и в то же время не играть в игры России?
— Во-первых, нужно четко определить, о каком особом статусе мы говорим. Во-вторых, мы должны понять, какая у нас стратегическая цель по построению государства Украина. Поскольку я работаю в правительстве с первого дня независимости в разных качествах, я помню, что такие дискуссии были: а давайте Украину превратим в пять федеральных земель — будет «Галиция», «Новороссия», «Восток», «Причерноморье» и т.п. Модель ФРГ фактически. То есть Украина будет федеративной республикой, и будет пять земель. Определенная логика в этом есть, но мы от этого отказались. На самом деле, если глубоко копнуть в историю, то увидим, что так оно примерно и было. У нас даже шесть вариантов алфавита украинского языка существовало в ХVIII веке, потому что Украина была раздроблена и по-разному трансформировалась культурно. Существуют большие отличия в том, как говорят по-украински в Полтаве и как — на Западной Украине.
— Почему отказались?
Мне кажется, что процесс реинтеграции оккупированных территорий будет очень сложным. Насколько я понимаю, сейчас собрали группу экспертов, которые над этим будут работать. Я бы отдал это в руки профессионалов. Наша задача не смухлевать что-нибудь под что-нибудь, а делать так, как лучше для национальных интересов Украины. Это разные процессы. Не надо подстраиваться. Надо решить, как нам нужно, и все остальное адаптировать к этим интересам.
— В фокусе внешнеполитических идей Украины всегда звучат США, Европейский союз, но мы мало говорим о своих ближайших соседях — восточной Европе, странах Черноморского побережья. Какая должна быть здесь стратегия, региональная политика? Звучат даже идеи, что нам, в принципе, в ЕС не надо, мы можем составить какой-то союз с Польшей, Чехией, Венгрией, странами Балтии. Есть ли в этом резон?
— С моей точки зрения, есть резон. Безусловно, наше будущее зависит от отношений с нашими соседями. Например, Польша — это тот оплот, на который мы можем опереться. У нас с Польшей многоплановые отношения, у нас есть проблемы, но все это надо решать. Как бы поляки с нами не ссорились из-за Бандеры и Шухевича, как бы они не делали нам больно воспоминаниями о Волынской резне, то есть о нашей тяжелой истории, на самом деле, поляки очень хорошо понимают, что Украина — это серьезная гарантия их безопасности. Поэтому там есть полное понимание того, что наши страны должны тесно дружить и тесно сотрудничать. Если оставить исторический аспект, у нас с ними очень хорошие отношения. То же самое касается Словакии, Чехии, Венгрии, Румынии. Нам обязательно нужно поддерживать хорошие отношения со всеми этими странами, очень тесно сотрудничать и максимально интегрироваться.
Хочу еще обратить внимание, что за пять лет правления предыдущего президента, мы очень много потеряли и в Африке, и в Азии. Я уже даже не вспоминаю про Южную Америку — о ней мы вообще забыли. Ни одного визита президента в эти страны, ни одного визита в Китай. Полторы встречи за пять лет, и то на полях международных саммитов, с Китаем — с самой большой головной болью Соединенных Штатов, страной, которая через пять лет сравняется с ними по ВВП, у которой 5G — это уже реальность, в которой 25 тысяч километров скоростных железных дорог, которая инвестирует огромные деньги во всем мире.
За то время, пока мы с ними полтора раза встречались, белорусы привлекли шесть миллиардов китайских инвестиций. Китайцы построили в Белоруссии огромный логистический центр и технопарк. Посмотрите на общую сумму инвестиций в Украину за эти годы. Нам ничего не нужно? Нам не нужен технопарк? Да, китайцы строят порты у нас, проводят дноуглубительные работы. Посмотрите, какими темпами вырос товарооборот с Китаем. Раньше такой товарооборот был с Турцией, теперь — с Китаем. Почему? Потому что китайцы увидели потенциал и заинтересованы. Если бы они были заинтересованы в нас еще больше, русские бы пять раз подумали, надо ли заходить на Донбасс, если бы там был Китай.