На атлантическом побережье Франции прошел ежегодный саммит «Большой семерки» — традиционной встречи глав государств и правительств ведущих мировых держав. Впервые в 44-летней истории подобных мероприятий три дня в Биаррице едва не прошли без подписания итогового коммюнике. Документ в итоге был подписан, но всего лишь одностраничный, больше уделяющий внимание спасению от пожаров бразильских лесов, чем другим насущным проблемам.
К концу лета 2019 года их накопилось немало, и решению основной задачи встреч на высшем уровне — посылать миру «сигналы гармонии и взаимопонимания» — разногласия между мировыми лидерами никак не способствуют. Едва ли не главное из них в европейском контексте — грядущий Брексит. В Биарриц явился новый британский премьер-министр Борис Джонсон (Boris Johnson), но не привез никакого нового проекта соглашения — а вместо него угрозу превратить 39 миллиардов евро, которые Великобритания должна будет заплатить Евросоюзу в случае жесткого Брексита в девять.
На таком фоне обещания Джонсона и главы Европейского совета Дональда Туска (Donald Tusk) о сохранении хороших отношений между Лондоном и Брюсселем выглядят слабым утешением: 31 октября — очередная окончательная дата выхода Соединенного Королевства из ЕС — неумолимо приближается, прогресса в переговорах нет, собственно, и переговоров никаких нет. Впрочем, ожидавшегося публичного противостояния между европейскими лидерами и Борисом Джонсоном не произошло: по вопросам, не касающимся Брексита, британский премьер высказывался во вполне проевропейском духе.
Его всячески пытался добиться президент США — и, разумеется, не в интересах Евросоюза. Дональд Трамп (Donald Trump) заявил, что близится подписание торгового соглашения между США и Великобританией — стороны не видят никаких препятствий на пути к этой сделке, которая должна стать более значительной, чем какое-либо предыдущее соглашение этих двух стран. Также Трамп заявил о подписании подобного договора с Японией. Вопреки прогнозам, вскоре может заключить такой договор с Америкой и Евросоюз: в ходе встречи с Дональдом Трампом канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) выступила за скорое начало торговых переговоров ЕС и США, так как обе стороны серьезно заинтересованы в более интенсивных торговых отношениях.
Хозяин саммита, французский президент Эммануэль Макрон (Emmanuel Macron), неожиданно для многих пригласил в Биарриц министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа (Mohammed Dschawad Sarif). Основной темой переговоров с иранским дипломатом стало сохранение международного соглашения по ядерной программе Ирана, которая на протяжении последних нескольких месяцев является причиной серьезного конфликта между Тегераном и Вашингтоном. США в одностороннем порядке вышли из договора 2015 года, призванного не допустить создания Ираном ядерного оружия, и вновь ввели санкции, в ответ на которые ближневосточное государство объявило о намерении поэтапно выйти из договора по ядерной программе и вновь начать обогащать уран до уровня, превышающего оговоренный в документе. Встреча Макрона с Зарифом также признана успешной: глава иранского МИД заявил, что его страна «продолжит держать открытым дипломатический канал, связывающий с партнерами», при этом Иран не намерен вести переговоры по пересмотру принятого в 2015 году соглашения.
Напомним, Россию исключили из G8 в марте 2014 года, когда страна председательствовала в «восьмерке»: встреча глав восьми государств, намеченная в Сочи, не состоялась. Следующий саммит G7 пройдет в 2020 году в США: во Франции Дональду Трампу не удалось убедить коллег в необходимости восстановить статус России на встречах лидеров ведущих мировых держав. В то же время президент США допускает, что может пригласить на саммит-2020 президента России в качестве гостя. Дата встречи, которая, по всей видимости, пройдет в Майами — в одном из президентских гольф-клубов, пока неизвестна.