«Московские правила: тайная тактика ЦРУ, которая помогла США выиграть в холодной войне» (The Moscow Rules: The Secret CIA Tactics that Helped America Win the Cold War) — эта книга ветеранов ЦРУ Йонны Мендес (Jonna Mendez) и Тони Мендеса (Tony Mendez) рассказывает о тактике американской службы разведки в Москве в годы холодной войны. О действиях Тони Мендеса во время Исламской революции в Иране рассказывал фильм 2012 года «Операция „Арго"» (Argo), номинированный на «Оскар».
Супруги были мастерами маскировки, Йонну Мендес называют «Q московского посольства» — как героя книг о Джеймсе Бонде. Они разрабатывали техники изменения личности в духе голливудских фильмов и особые устройства, чтобы ввести КГБ в заблуждение.
В книге жизнь посольства США в Москве описывается следующим образом:
«Почти все потребительские товары привозились поездом из Хельсинки, чаще всего — из большого торгового центра „Стокманн" (Stockmann) в Финляндии. Посольство Америки в Москве каждую неделю принимало посылки из „Стокманна", который был ярким пятном в общем печальном опыте покупок. Многие дети в посольстве ошибочно думали, что „Стокманн" — столица Финляндии».
В книге супругов Мендес рассказывается о шпионском скандале конца 1986 года, из-за которого посольство США в Москве и генеральное консульство США в Ленинграде в итоге остались без советского персонала.
Их было 183 человека, а с учетом учителей для детей в общей сложности было 260 человек. В новой ситуации дипломатам пришлось тратить время на подготовку и перевозку проездных документов (на русском языке, для КГБ), на бюрократию, связанную с покупками, и, к примеру, на очистку льда с тротуаров.
Говорят, что финские специалисты сделали для работников и посетителей посольства США в Москве специальные настилы.
Американские дипломаты сами забирали посылки, доставленные на поезде из Хельсинки. В них были, к примеру, молоко, продукты, лекарства и офисные принадлежности. Авиакомпания «Пан Американ» (Pan American) доставляла овощи и фрукты.
В то же время КГБ усилил слежку за сотрудниками посольства, например, начал проводить в их домах тайные обыски со взломом. Сотрудник генерального консульства США в Ленинграде Джим Шумейкер (Jim Schumaker) говорил, что ситуация стала настолько очевидной, что эту практику начали воспринимать как неотъемлемую часть жизни в России. В посольство США и консульство больше никогда не принимали советских сотрудников.
«Конечно, это стало сюрпризом: всего через четыре коротких года советских сотрудников больше не было нигде».