Это был один из самых нашумевших спортивных скандалов современности. Спортивному миру редко когда доводилось наблюдать подобную двойную игру. Expressen вспоминает успех и крах инженера Бориса Онищенко.
Сначала он был героем детей и уважаемым спортсменом, а затем стал презираемым и всем ненавистным мошенником.
Он был настоящим джентльменом. Национальным героем Советского Союза, фотографии которого собирали советские дети. Инженером, уважаемым спортсменом, страшным соперником.
Но героическая слава Бориса Онищенко совершенно померкла после мошенничества в Монреале в 1976 году, когда разразился, вероятно, самый громкий скандал за всю историю Олимпийских игр.
Украинец Онищенко был майором советской армии и выдающимся спортсменом.
Вместе с Павлом Ледневым и Владимиром Шмелевым он завоевал золото в командном современном пятиборье на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 году и получил титул заслуженного мастера спорта Советского Союза — а в 1970-е годы это была главная награда, какой советский спортсмен вообще мог удостоиться на родине.
А затем наступил 1976 год — время соревнований по современному пятиборью в Монреале. И в этот момент жизнь Онищенко в корне изменилась.
Перед турниром по фехтованию Советский Союз занимал в командном турнире четвертое место. Фехтование, запланированное на второй день соревнований, то есть 19 июня 1976 года, все считали главной советской дисциплиной.
Британские друзья стали причиной его краха
К падению Онищенко подвели упрямые британцы.
Сначала он с легкостью победил Дэнни Найтингейла (Danny Nightingale). Но в следующем поединке его противник Адриан Паркер (Adrian Parker) почуял неладное.
Система зарегистрировала попадание советского спортсмена, однако Паркер не представлял, как это могло произойти.
«Мы обратились к судьям, и они осмотрели его экипировку. Но ничего не нашли и признали попадание», — рассказал капитан британской команды Майк Праудфут (Mike Proudfoot) газете The Guardian.
В тот раз Онищенко вышел сухим из воды. Но третьего противника-британца он «не пережил».
Ветеран спорта Джим Фокс (Jim Fox) соперничал с Онищенко уже почти два десятилетия. Он считал советского спортсмена своим другом.
Фокс изучил поединок Онищенко со своим соотечественником Паркером и заметил странную вещь: Борису Онищенко засчитали попадание, хотя его рапира прошла в сантиметре от противника.
«То же самое случилось и во время нашего поединка. Я уклонился от него, когда это произошло. Я сказал: „здесь какая-то ошибка", с чем согласился и сам Борис», — рассказывал Джим Фокс.
На Онищенко напала волейбольная команда
Онищенко попытался сменить оружие, но Фокс был не согласен. Не то чтобы он думал, что его друг жульничает, — просто он полагал, что все дело в какой-то пустячной неполадке, которую можно исправить.
Однако при осмотре рапиры было сделано открытие, которое потрясло весь спортивный мир.
Онищенко установил в рапиру кнопку, которая позволяла имитировать попадание в любой момент. В рапиру была вмонтирована скрытая система проводов, спрятанная под слоем кожи, и обнаружить ее удалось, только когда оружие разобрали.
Онищенко тут же вышвырнули с Олимпийских игр. Соотечественники были просто в ярости. Российская волейбольная команда даже попыталась выбросить Онищенко из окна в олимпийской деревне. В ту же ночь Онищенко забрала машина и отвезла в аэропорт.
После этого Джим Фокс с британскими товарищами по команде выиграл золото в современном пятиборье. Это до сих пор считается выдающимся достижением в истории британского спорта.
Но Фокс все равно был не совсем удовлетворен. Он защищал СССР и даже друга Бориса Онищенко.
«Это трагедия. И для самого Бориса в особенности. Я совершенно убежден, что его товарищи по команде не имели к этому ни малейшего отношения. Это не было систематическим мошенничеством».
В Москве Онищенко обругал Леонид Брежнев
Фокс считал, что Онищенко пострадал из-за тяжелой политической атмосферы.
«От спортсменов слишком жестко требовали победы. Мы просто раздавлены, я страдаю вместе с русскими. Мы обычно пили вместе пиво после соревнований. Это был такой спорт. Выходя из зала после разоблачения, он остановился возле меня и попросил прощения».
После Олимпийских игр 1976 года светлому будущему Бориса Онищенко наступил конец. Прежде в армии его ожидало повышение, а в министерстве спорта — престижная должность. Но вместо этого его предали всеобщему поруганию. Онищенко тут же отправили в Москву, где он получил персональную выволочку от самого лидера Советского Союза Леонида Брежнева.
Его выгнали из армии и заставили выплатить штраф в 5000 рублей. Кроме того, его лишили всех спортивных наград и почетных званий.
О том, что случилось с Онищенко дальше, есть разная информация. В британских газетах писали, что после скандала в 1976 году он работал таксистом в родном городе Киеве. По данным украинской газеты «Молодая Украина», в 1977 году Онищенко стал руководителем нового спортивно-тренировочного центра при Олимпийском стадионе в Киеве. Эту должность он занимал более 30 лет, после чего отправился на пенсию.
Сейчас Борису Онищенко 82 года, и он ни разу прилюдно не высказывался об этом скандале, ставшем одним из величайших в истории современного спорта.