Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Уроки «российского миротворчества» для Украины: как Грузия потеряла Абхазию (Европейская правда, Украина)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор пытается исказить причины и итоги грузино-абхазского конфликта 26-летней давности, в ходе которого Россия выступила в роли миротворца. А Украине, пишет он, следует выучить уроки других стран и не повторить ошибок, которых можно избежать благодаря чужому опыту.

26 лет назад абхазские сепаратисты с помощью российских войск захватили грузинский Сухум, что стало одним из самых масштабных и трагических событий среди всех вооруженных конфликтов на территории Советского Союза. Особенно — по количеству пострадавших мирных жителей.

События 27 сентября 1993-го года до сих пор остаются неисследованными как с точки зрения честного и объективного анализа причин поражения грузинских сил, так и с точки зрения уроков, которые можно и нужно извлечь из этой военной катастрофы.

Причем — и это важно — все эти аналитические выводы не станут теорией: некоторые ключевые персонажи войны в Абхазии являются действующими лицами сегодняшней войны на востоке Украины.

Например, к событиям 1993-го года имел непосредственное отношение Сергей Шойгу — нынешний министр обороны России. Буквально на днях он дал интервью, в котором четко обозначил, что считает свою «миротворческую» деятельность в Абхазии успешной. И пока никто не может дать гарантий, что подобный успех россияне не захотят применить вновь.

Один на один с РФ

Грузинские власти проиграли войну и потеряли контроль над Абхазией из-за целой совокупности различных факторов, часть из которых имела внешнее, независимое от событий в Грузии происхождение.

Это, к примеру, тот факт, что Европа, Америка и в целом международное сообщество в те времена гораздо больше были обеспокоены войной непосредственно на европейском континенте, т.е. на территории Хорватии и Боснии, чем где-то практически в азиатской Грузии. Другими словами, миру было не до грузино-абхазских «разборок», и он был бы рад «назначить» Россию ответственной за развитие ситуации в регионе.

История не имеет сослагательного измерения, следовательно, мы никогда не узнаем, что было бы, если бы Грузия попыталась активно противодействовать позиции самоустранения международного сообщества, обратив внимание на события на своей территории, и потребовать от мировых держав вмешательства и защиты.

Мы знаем лишь то, что Грузия не сформировала коалицию в свою поддержку, и этот международный вакуум во многом обусловил дальнейшее поражение. Впрочем, влияние России на ситуацию объясняется не только нежеланием мирового сообщества вмешиваться в события.

Есть и другая причина — сама Грузия от самого начала и до конца войны в Абхазии воспринимала РФ как посредника, а не как агрессора, как миротворца, а не как врага или сообщника врага.

Типичная гибридная

Участие России в войне на территории Абхазии в 1992-1993-м годах не было открытым и непосредственным (как во времена нападения на Грузию в августе 2008-го года). Российское вмешательство было гибридным — в полном понимании этого термина, которое 26 лет назад еще не использовалось, но явление, которое оно описывает, уже было.

Знатоки реалий того времени утверждают, что Россия с первого дня войны осуществляла поддержку абхазской стороны:

  • поставляла военную технику, оружие и боеприпасы;
  • обучала бойцов, в том числе на военных базах на территории РФ;
  • организовала поток «добровольцев»-граждан РФ: казаков и представителей республик Северного Кавказа (в основном чеченцев, и не только);
  • обеспечивала обстрелы грузинских позиций и контролируемых грузинскими силами городов с помощью русской артиллерии, реактивных установок и самолетов;
  • обеспечила воздушный путь для снабжения абхазского анклава вокруг шахтерского города Ткварчели в горах.

Но, несмотря на ощутимое и видимое российское присутствие, Грузия не говорила о войне именно против России, не поднимала вопрос о российской (гибридной) агрессии.

Фактическая помощь абхазской стороне со стороны РФ в Тбилиси не воспринималась и не истолковывалась как официальная позиция российского государства по поддержке абхазского сепаратизма.

Причиной этому было и игнорирование конфликта со стороны Запада, и будто бы личные дружеские контакты Шеварднадзе с Ельциным, и грузинский опыт, когда первые вооруженные столкновения между грузинами и абхазами в Сухуме в 1989-м году действительно прекратила Москва с помощью введения «миротворческих» сил, причем факт, что тогда еще был Советский Союз не брался во внимание…

Падения Гагры

России удалось позиционировать себя в качестве неучастника абхазско-грузинского конфликта и благодаря этому сыграть роль миротворца и посредника на переговорах между воюющими сторонами, выступив гарантом мирных договоренностей. Не трудно догадаться, что эти гарантии закончились печально и трагически.

Первый такой пример произошел буквально через полмесяца с начала войны. 2-3 сентября 1992-го года в Москве состоялась встреча глав России, Грузии и Абхазии: Бориса Ельцина, Эдуарда Шеварднадзе, Владислава Ардзинбы. При посредничестве России был подписан договор, который предусматривал прекращение огня, обмен пленными и возвращение беженцев.

Действительно, после этих договоренностей интенсивность боев и обстрелов значительно утихла. Грузия, выполняя договоренности, вывела большую часть своих войск и военной техники из Гагры и окрестных районов. По данным российских источников, вывод войск, подчиненных Тбилиси, с Гагринского региона завершился 30 сентября.

1 октября 1992-го года вооруженные формирования абхазской стороны — с помощью русских — начали штурм Гагры. Даже русская Википедия пишет о «неожиданном нападении» и приводит впечатляющий перечень техники, которая была задействована абхазской стороной. Это танки T-72, ракетные установки БМ-21 «Град», боевые вертолеты и бомбардировщики Су-25.

Одновременно, российские пограничники не препятствовали пересечению абхазского участка российско-грузинской границы боевиками из северокавказских республик РФ и казачьими формированиями, а российский флот, наоборот, установил блокаду береговой линии для недопущения прибытия в регион подкрепления из Грузии.

У грузинских сил в Гагре не было ни единого шанса. За считанные дни, 6 октября, абхазские силы установили контроль не только над городом, но и над всем регионом, в том числе над границей с Россией, через которую проходит автомобильная и железная дорога.

В открытых источниках есть много свидетельств ужасных расправ над местным грузинским населением после перехода города под контроль абхазских сил. Но это был еще не самый трагический эпизод войны.

Окружение Сухума

После взятия Гагры грузинские войска только оборонялись, а абхазские силы только наступали. В первых числа июля 1993 года абхазские подразделения начали очередное наступление на позиции грузинских войск в Сухуме и его окрестностях. На этот раз они не только наступали с юго-запада (со стороны Гагры), но и высадили морской десант на юго-востоке — в районе Очамчири. В результате успешной операции в середине июля Сухум попал в окружение. Все высоты над городом, контролировали абхазские силы.

Министр иностранных дел Грузии Александр Чикваидзе тогда на встрече с иностранными дипломатами заявил, что наступательную операцию абхазских формирований напрямую поддерживает российская армия. Но Эдуард Шеварднадзе уточнил, что непосредственного участия в конфликте российская сторона не принимает, хотя и поставляет абхазам оружие и готовит их военные кадры.

В середине июля Шеварднадзе — напомним, в то время бывший министр иностранных дел СССР — уехал в Брюссель, где заявил, что Тбилиси поддержит «любое участие НАТО и Совета безопасности ООН в урегулировании конфликта в Абхазии». Но призыв грузинского лидера остался без ответа. СБ ООН ограничился в июле 1993-го года лишь принятием резолюции с высказыванием беспокойства по поводу обострения ситуации и призвал стороны прекратить боевые действия. В документе также приветствовались усилия генерального секретаря ООН, «направленные на то, чтобы начать мирный процесс с участием сторон в конфликте и с участием правительства Российской Федерации, как такового, который предоставляет содействие».

Сочинские мирные договоренности

На этом фоне Москва начинает усиленно «мирить» абхазов и грузин. Официальный представитель Бориса Ельцина Борис Пастухов курсирует между Тбилиси, Сухуми и Гудаутой — городом, где расположилась абхазская власть. В результате 27 июля 1993 года в Сочи, при посредничестве РФ, между властями Грузии и Абхазии было заключено соглашение о «Прекращении огня и разработке механизмов контроля», в котором гарантом соблюдения перемирия выступила РФ.

Сочинские мирные договоренности предусматривали поэтапную демилитаризацию зоны конфликта под контролем международных наблюдателей. Для реализации соглашения была создана объединенная трехсторонняя комиссия по урегулированию ситуации в Абхазии. Россияне начала создавать в Сухуме, который тогда все еще контролировала грузинская сторона, оперативный штаб для реализации соглашения о прекращении огня. Возглавил его Сергей Шойгу. Штаб непосредственно должен был заниматься разведением войск.

С 1 до 20 августа 1993 года грузинская сторона выполнила требования мирного соглашения. Регулярные части были выведены или расформированы, тяжелая техника была вывезена из Абхазии на кораблях. В республику возвращались беженцы. 1 сентября в школах и высших учебных заведениях начался учебный год.

Как пал Сухуми

16 сентября 1993 года абхазская сторона нарушила соглашение о прекращении огня и начала штурм Сухума. Защищали город только легковооруженные местные отряды самообороны и милиция. В первых рядах атаковали Сухум русские — северокавказский отряд Шамиля Басаева и казачьи сотни. Помощь осуществляли непосредственно и российские военные.

Грузинское население города вынужденно было либо бежать от наступающих войск (в том числе пешком через горы), либо погибать в своих домах. 27 сентября Сухум взяли под контроль абхазские формирования. Данные о трагедии сухумских грузин имеются в открытых источниках, и они действительно потрясающие. Здесь можно вспомнить лишь одну деталь — председателя совета министров Жиули Шартаву, который был участником объединенной трехсторонней комиссии по урегулированию ситуации, захватили на рабочем месте, а потом убили без суда и следствия.

30 сентября абхазские силы вышли на границу с Грузией на реке Ингури. Этот день считается датой завершения войны — вооруженного противостояния, которое закончилось поражением Грузии и победой абхазских сил и их союзников.

Российские миротворцы

В 1993-1994-м годах в Женеве состоялись переговоры под эгидой ООН, при посредничестве России и при участии ОБСЕ. Результатом стало подписание документов, в которых стороны выразили согласие на «размещение в зоне конфликта миротворческих сил ООН или иных сил, санкционированных ООН» и зафиксировали обоюдное согласие на использование в их составе российского военного контингента. В мае 1994 года грузинская и абхазская стороны подписали в Москве «Соглашение о прекращении огня и разведении сил». На основании этого документа на территорию Абхазии были введены «Коллективные силы СНГ по поддержанию мира» — то есть российские войска. Теперь уже официально.

С тех пор до сих пор многое произошло, но принципиальных изменений в раскладах сил не наблюдается: Грузии так и не удалось восстановить контроль над утраченными территориями —к роме Абхазии, это еще Южная Осетия (Цхинвальский регион).

250 тысяч грузинских беженцев вернулись в свои дома. Но не существует информации ни о каком приговоре международных судов по военным преступлениям и преступлениям против человечности, которые произошли во время войны в Абхазии.

Выводов, которые из этой трагической истории должны сделать украинская власть и украинские граждане, немного. Их можно свести к трем пунктам:

1. Непризнание фактического противника как участника конфликта и противника в политическом и юридическом смысле создает условия для его позиционирования и признания даже на международном уровне как посредника.

2. Фейковый, но признанный статус «не участника конфликта» создает условия для участия фактического участника конфликта в мирных переговорах в статусе официального посредника и даже в миротворческих операциях как миротворца.

3. И, наконец, последнее — никто не может гарантировать выполнение мирных соглашений и соблюдения условий перемирия. В частности, никакие международные организации не могут быть фактическими гарантами мира.

Было бы очень хорошо, если бы Украина выучила уроки других стран и не сделала хотя бы тех ошибок, которых можно избежать благодаря чужому опыту.