На следующий день после подписания «формулы Штайнмайера», нацеленной на окончание войны на Востоке Украины, представителями Украины, России и российских «марионеточных режимов» в Донецке и Луганске очередная встреча при посредничестве Берлина и Парижа стала несколько ближе. В Берлине канцлер Ангела Меркель подтвердила, что ее ведомство работает с Кремлем, украинским президентом Владимиром Зеленским и президентом Франции Эммануэлем Макроном над подготовкой саммита в так называемом «нормандском формате». Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков также заявил, что все стороны работают над подготовкой такой встречи: «Мы надеемся, что уже в ближайшее время какая-то ясность здесь наступит».
Канцлер Германии сообщила, что встреча должна состояться в Париже. Впрочем, по ее словам, еще рано говорить об отмене санкций, введенных против России за аннексию Крыма и войну на Востоке Украины. Поскольку, несмотря на прогресс на переговорах по Восточной Украине, необходимы дальнейшие шаги. Заявления Киева, Москвы и сепаратистских регионов в Донбассе также говорят о том, что до урегулирования ситуации еще очень далеко.
Донецк и Луганск должны получить особый статус
Представители Киева, Москвы и сепаратистских режимов в Донецке и Луганске 1-го октября в соответствующих письмах в адрес ОБСЕ выразили согласие с «формулой Штайнмайера», в которой бывший глава МИД Германии предложил гарантировать организованным Россией сепаратистским регионам в Донбассе особый статус и провести там выборы.
Эту идею советники Путина, Зеленского, Макрона и Меркель согласовали 11-го сентября в виде формулы, одобренной всеми сторонами конфликта: в контролируемых сепаратистами регионах должны состояться выборы, а украинский парламент должен принять закон об их особом статусе — если выборы будут «в целом» соответствовать международным стандартам и стандартам ОБСЕ. В качестве «арбитра» при этом выступит Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИП) ОБСЕ. Кроме того, 7-го октября украинцы и сепаратисты должны начать отвод своих сил от разграничительной линии, общая протяженность которой составляет 427 километров, на двух ее участках (в окрестностях населенных пунктов Золотое и Петровское), где ситуация наиболее обострена.
В Минск 1-го октября прибыли бывший президент Украины Леонид Кучма, бывший глава МВД России Борис Грызлов, а также представители сепаратистов Владислав Байнего и Наталья Никонорова. Конечно, соглашение было подписано ими по отдельности — так же, как по отдельности велись и сами переговоры. Киев отказался подписывать документ совместно с представителями непризнанных сепаратистских режимов. Вместо этого Кучма, Грызлов, Дейнего и Никонорова отправили отдельные письма представителю ОБСЕ Мартину Сайдику (Martin Sajdik) (их копии есть в распоряжении нашего издания), в которых выразили принципиальное согласие с «формулой Штайнмайера».
Выборы должны соответствовать демократическим стандартам
Согласие Киева на выборы и особый статус, по словам президента Зеленского и председателя парламентского комитета по международным делам, было условием Москвы для встречи в «нормандском формате». Кремлевский советник Владислав Сурков, присматривающий по поручению президента Путина за «марионеточными режимами» в Донецке и Луганске, сказал, в свою очередь, что дата саммита в «нормандском формате» будет определена только после того, как Украина начнет отвод своих сил под Золотым и Петровским.
Критические моменты обойдены стороной
Впрочем, Украина и Россия по-прежнему далеки от урегулирования конфликта. Согласие с «формулой Штайнмайера», по сути, лишь подтверждает достигнутые ранее — в конце 2014- начале 2015-го года — Минские соглашения, которые до сих пор не были выполнены. При этом в согласованном 1-го октября документе критические моменты обойдены стороной.
Президент Зеленский заявил в Киеве, что парламент, где подавляющее большинство мест принадлежит его партии, до конца 2019-го года «в тесном контакте и открытой дискуссии с обществом» разработает закон об особом статусе. При этом, по его словам, «красная линия» пересечена не будет. Эту «красную линию» Зеленский и его тогдашний советник по безопасности Александр Данилюк обозначили еще 13-го сентября.
Украина требует отобрать власть у сепаратистских режимов
Как заявил Данилюк на конференции в Киеве, было бы «катастрофой» провести выборы «до того, как мы получим доступ в Донбасс, возьмем под контроль границу с Россией и займемся иностранными войсками, и, наконец, сможем провести нормальные, демократические выборы». Президент Зеленский, со своей стороны, подтвердил, что выборы смогут состояться лишь тогда, когда Киев возьмет Донбасс под свой контроль, а все контролируемые Москвой войска будут выведены. «Мы никогда не согласимся на проведение выборов, если там будут оставаться военные».
Бывший глава МИД Украины Павел Климкин назвал дальнейшие минимальные предпосылки для выборов: контроль Киева над Востоком Украины, снятие ограничений на деятельность украинских СМИ, партий и судов в Донбассе, организация выборов украинской Центральной избирательной комиссией (возможно, совместно с каким-либо международным управлением над бывшими сепаратистскими областями). Иными словами, речь о том, чтобы отобрать власть у сепаратистских режимов и параллельных органов власти в Донецке и Луганске, которых контролируют российские власти и военные.
Номинальные лидеры сепаратистских областей настаивают на прямых переговорах
Пресс-секретарь Кремля Песков, в свою очередь, подтвердил, что реализация Минских соглашений является «единственным способом урегулирования внутриукраинского конфликта на юго-востоке этой страны». Иными словами, Москва по-прежнему официально настаивает на том, что не участвует в войне на Востоке Украины, и на том, что Киеву следует вести переговоры с поддерживаемыми Россией «народными республиками». Номинальные лидеры ДНР и ЛНР Денис Пушилин и Леонид Пасечник заявили в среду: «Мы будем сами решать, на каком языке нам говорить, какой будет наша экономика, как будет устроена наша судебная система, как наша милиция будет обеспечивать безопасность наших граждан и как нам интегрироваться с Россией. Это наша задача, наша цель».
По их словам, если Зеленский говорит о том, что Киев согласится на выборы только после того, как получит контроль над границей с Россией, «то он не понимает, что не ему решать, когда у нас состоятся выборы. Власти в Киеве ни в коей мере не получат контроль над нашими границами». Если Зеленский заинтересован в мирном сосуществовании, то ему нужно «вести прямой диалог с Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой».