Похоже, исполняется кошмарный сценарий.
Войска сирийского режима скоро будут вести бои против турецких солдат.
Всего пару недель назад была надежда на скорое окончание сирийской войны. А теперь такое ощущение, что хаос вернулся.
Война в Сирии все время расширяется, втягивает в себя новых игроков и формирует новые боевые коалиции. Но еще недавно казалось, что наступил переломный момент. Оставался всего один крупный фронт — провинция Идлиб, где сконцентрировались все оставшиеся силы, противостоящие диктатору Башару Асаду, прежде всего исламисты всех видов.
Хотя о мирном договоре речи еще не было, возникло чувство, что затянувшаяся война приближается к концу. В сущности, Асад победил благодаря помощи Ирана и России. Сирийские беженцы начали возвращаться в те районы, где уже утихли бои.
Но вот президент США Дональд Трамп поговорил по телефону с президентом Турции Эрдоганом, и относительному спокойствию настал конец.
Турецкое вторжение уже заставило не менее 100 тысяч новых беженцев покинуть свои дома. А вчера вечером сообщили, что сирийские курды договорились с режимом об отправке правительственных войск в те районы Северной Сирии, которые турки захватили и пытаются превратить в буферную зону. Когда Трамп вывел свои силы, курды обратились к одному из врагов Америки.
Пиар-трюк
Восточная Сирия под курдами — одна из немногих частей страны, которая все еще не контролируется режимом. И теперь у Асада появилась возможность что-то с этим сделать, ничего не отдавая взамен.
Нам пока не известно, о каком количестве солдат идет речь. Мы даже не знаем, не является ли это пиар-трюком режима, желающего продемонстрировать решимость защищать территориальную целостность Сирии.
Но у ситуации могут быть очень опасные последствия.
Эрдоган уже давно пытается избавиться от Асада. Когда-то они были добрыми друзьями, но с началом войны в Сирии превратились в заклятых врагов.
Если сирийские войска начнут прямые боевые действия против армии Эрдогана, возникнет риск сирийско-турецкой войны.
За Сирией стоят Россия и Иран, причем обе страны поддерживают Асада. В то же время тройка Турция — Иран — Россия пытается проводить в Сирии собственный мирный процесс.
Иными словами, ситуация сложная и запутанная: несколько вооруженных до зубов стран оказываются по разные стороны фронта.
Большая неопределенность
Как сообщается, Турция в ходе своего вторжения пользуется услугами наемников из Свободной сирийской армии — группировки, которая в начале войны представляла демократическую оппозицию Асаду, а сейчас исламизировалась и уже не слишком отличается от ИГИЛ*. И это еще больше осложняет ситуацию.
Смогут ли Турция, Россия и Иран сохранить свой альянс в этих новых условиях? И что, если дело дойдет до вражды между Россией и Турцией, страной НАТО?
Есть множество факторов неопределенности. Никто не может с уверенностью сказать, к чему все идет.
Очевидно, что решение Трампа бросить на произвол судьбы сирийских курдов, прежних союзников США в борьбе с ИГИЛ, быстро привело к далеко идущим последствиям для Сирии. Главной целью США в регионе еще при Бараке Обаме было разгромить ИГИЛ, и Трамп долгое время придерживался того же курса.
ИГИЛ еще не побеждено
Похоже, сейчас он решил, что ИГИЛ разбито раз и навсегда. А это вовсе не так.
Всего через пару дней после начала турецкого наступления игиловские боевики взяли на себя ответственность за два теракта в регионе. А сотни членов семей боевиков бежали из лагерей для военнопленных.
Не исключено, что курды преувеличивают опасность возвращения ИГИЛ, чтобы Запад надавил на Турцию и заставил ее свернуть вторжение. Но не одни только курды предостерегают, что ИГИЛ может вернуться, когда регион охватит хаос.
*запрещенная в РФ террористическая организация