Псевдоученый Трофим Лысенко обрел в Советском Союзе популярность в 1920-1930-е годы благодаря своим сельскохозяйственным выдумкам, из-за которых проблема голода в стране только возросла.
Французский документальный фильм «Ученый, шарлатан и Сталин. Как накормить народ» (The Scientist, The Imposter and Stalin: How to Feed the People, 2018) рассказывает о двух советских биологах. Один из них был гением, а второй — мошенником.
Гением был ботаник Николай Вавилов, который собрал в Ленинграде внушительный генетический банк семян. Вавилов изучал генетические особенности сельскохозяйственных растений и хотел вывести такие культуры, которые должны были принести максимально большой урожай в различных климатических условиях Советского Союза.
Трофим Лысенко, в свою очередь, был псевдоученым из бедной семьи, помпезные обещания которого произвели сильное впечатление на советского руководителя Иосифа Сталина.
Лысенко отрицал генетику и утверждал, что изобрел новые техники земледелия, которые гарантируют Советскому Союзу масштабный урожай и решение проблемы голода.
В реальности многие эксперименты Лысенко провалились, но советская пресса все равно писала об их успешности. За самообманом последовали неурожайные годы, и миллионы советских граждан умерли от голода.
Однако Сталин не терял веры в Лысенко, а Вавилов, который считался подозрительно буржуазным человеком, вызывал у него неодобрение.
Позже в 1940 году Вавилова арестовали и вынудили его признаться в измене родине. Утверждалось, что Вавилов входит в группу антисоветских ученых, которые занимаются саботажем.
Сначала Вавилов был приговорен к смертной казни, но позже решение суда изменили на 20 лет тюремного заключения. В 1943 году он умер от истощения в саратовской тюрьме — то есть стал одной из жертв голода, который спровоцировал Лысенко.
Во время просмотра документального фильма понимаешь, что противостояние Вавилова и Лысенко очень похоже на споры об изменении климата в наше время.
Например, президент США Дональд Трамп (Donald Trump) охотнее поверит тем, кто отрицает изменение климата, а не большой международной группе ученых, которые предупреждают о последствиях глобального потепления.
Если бы Советский Союз в свое время поверил Вавилову, судьба всей страны могла бы сложиться иначе. Надеюсь, вавиловым нашего времени повезет больше.