В Сочи, у подножья Кавказа, завершился двухдневный саммит «Россия — Африка», в котором приняли участие 43 лидера стран черного континента. В то время, как проходило это мероприятие, два российских стратегических бомбардировщика Ту-160 приземлились на аэродроме под Преторией в ЮАР, а в очередной южноамериканской стране обнаружили следы российского вмешательства во внутреннюю политику.
«Африка все больше становится континентом возможностей», — говорил накануне саммита Владимир Путин. В период с 2001 по 2012 год экономика стран Черной Африки развивалась со скоростью примерно 7% в год. Адресованное им российское предложение касалось прежде всего одной сферы. В Сочи демонстрировались вооружения: напротив пресс-центра стоял современный истребитель МиГ-35, а в парке неподалеку развернулась основная часть выставки военной техники.
Объем товарооборота России с Африкой за период с 2015 года вырос вдвое и составляет сейчас 20 миллиардов долларов в год, при этом значительная его часть приходится на вооружения. В Сочи президент Намибии Хаге Гейнгоб (Hage Geingob) просил россиян продать ему оружие и прислать наемников. «Было бы интересно, если бы на саммите появился Евгений Пригожин (владелец действующей в Сирии ЧВК „Вагнер", — прим. Жечпосполита), тогда все смогли бы, в частности, убедиться, что он жив», — отметил один из корреспондентов. В Сочи Пригожина никто не видел, а с 10 октября начали ходить слухи, что самый известный россиянин в Африке (его наемники работают в десяти странах этого континента) погиб в авиакатастрофе в Конго.
«Многие контакты завязываются сначала в военной сфере, а потом распространяются на другие отрасли», — сообщил в беседе с «Файнэншл Таймс» на тему отношений между Россией и Африкой глава кенийской консалтинговой компании Исаак Фокуо (Isaac Fokuo). Эксперты обращают внимание, что наиболее сильную позицию российским фирмам удалось занять в тех странах, которые ранее поддерживал СССР. Например, концерн «Роснефть» будет добывать нефть в Мозамбике и Анголе. Действующий ангольский президент Жуан Лоренсу (João Lourenço) окончил Военно-политическую академию имени Ленина (сейчас это Военный университет министерства обороны РФ). В свою очередь, его предшественник Жозе Эдуарду душ Сантуш (José Eduardo dos Santos) учился в советской школе диверсантов, получив профессию радиста.
Россия ведет военно-политическую экспансию (недавно она подписала несколько договоров о сотрудничестве с Суданом), но две трети товарооборота с Африкой до сих пор приходится на государства северной, мусульманской части континента (Египет, Алжир, Марокко). «Российский экспорт в значительной мере опирается на продажу оружия и пшеницы в страны Северной Африки», — обращают внимание эксперты. Атомный монополист «Росатом» старается переломить эту тенденцию, но ни один из подписанных с 15 государствами договоров на строительство АЭС пока не перешел на этап реализации. Развивая контакты с черным континентом, Москва становится конкурентом Китая, однако, его объем товарооборота в десять раз выше.
«Россия старается также подчинить себе „африканский резерв" в ООН», — указывают московские эксперты. Четверть членов этой организации составляют африканские страны, если они будут одобрять российскую политику, у ООН возникнут серьезные проблемы, как в 1970-1980-х годах, когда там работала московская «машина для голосования» (благодаря ней в то время, в частности, сионизм признали разновидностью расизма). «Можно ли назвать Россию сегодня важным политическим игроком в Африке? На самом деле нет, но Кремль доволен ситуацией и подчеркивает свою роль в рекламных целях», — говорит эксперт Центра Карнеги Пол Стронский (Paul Stronski).
Российские «политические советники» появились уже в паре десятков стран континента от Мадагаскара до Центральноафриканской Республики, помогая местным президентам вести избирательную кампанию. У всех их клиентов есть проблемы с соблюдением демократических процедур. «Росатом отправил группу советников, получивших опыт в региональных избирательных компаниях на территории России», — писали журналисты российского независимого издания «Проект», освещая деятельность концерна в Боливии. «Советники» находились в этой стране до конца сентября, но президенту Эво Моралесу не удалось избежать второго тура президентских выборов.
Боливия стала третьим после Венесуэлы и Эквадора государством Южной Америки, в политику которого вмешивается Москва. В Эквадоре она использовала социальные сети, а Венесуэле присутствуют ее военные и наемники.