В конце октября 1944 года от Объединенного флота Японской империи остались лишь жалкие остатки былого величия. В ходе трехдневного сражения у филиппинского острова Лейте ВМС США потопили четыре японских авианосца, три линкора и десять крейсеров. Из 500 японских самолетов только 100 остались боеспособными. Но вице-адмирал Ониси Такидзиро не мог с этим смириться. «Мы должны сформировать отряды смертников на снаряженных бомбами истребителях „Зеро", которые будут таранить вражеские авианосцы», — заявил главнокомандующий императорской морской авиации на Филиппинах своим офицерам. Те беспрекословно подчинились его приказу.
Так родилась порожденная отчаянием тактика, которую принято именовать «камикадзе» («божественный ветер»). Так называли тайфуны, которые в XIII веке дважды разметали превосходящий японцев по мощности и уже готовый к вторжению флот монголов и таким образом спасли империю. Теперь же добровольцам предстояло врезаться в американские корабли на самолетах, переоборудованных в бомбы.
«Даже если нас разобьют, дух самопожертвования этих специальных подразделений убережет наше отечество от полного развала, — обосновал Ониси эту самоубийственную тактику, которая имела еще и общественно-политическую мотивировку. — Без этого духа после поражения может наступить полный хаос».
И ранее нередко случалось, что японские летчики направляли свои подбитые самолеты на вражеские корабли. Но теперь создавались регулярные части, специально призванные выполнять эту задачу. Первую атаку совершили пилоты 201-й эскадрильи морской авиации 25 октября 1944 года. Одиннадцать самолетов обрушились на американский десантный флот у острова Лейте. Один авианосец сопровождения был потоплен, еще несколько кораблей — сильно повреждены. Это было больше, чем удалось поразить огромным императорским линкорам, которые на короткое время получили возможность свободно обстреливать американские десантные корабли.
Неслучайно идея создания отрядов камикадзе возникла именно в японских ВМС. Как и в США, авиация в Японской империи не была самостоятельным видом войск, а находилась в подчинении армии и флота. К моменту нападения на американский тихоокеанский флот в Перл-Харборе в декабре 1941 года японские летчики морской авиации считались лучшими в мире. Но хотя японское адмиралтейство осознавало возрастающее значение авианосцев в войне на море, оно уделяло мало внимание подготовке новых пилотов. Поэтому бреши, которые образовались у японцев после тяжелого поражения у атолла Мидуэй в июне 1942 года, когда американцы потопили четыре больших японских авианосца, так и не удалось закрыть.
После битвы у Лейте практически не осталось авианосцев, с которых могли бы взлетать самолеты. Пилотам объясняли, как поднимать самолет в воздух и кое-как придерживаться курса. Приемам борьбы с опытными американскими летчиками их не обучали. Возвращение на базу было исключено. Для пущей уверенности (или из-за дефицита горючего) летчики получали ровно столько топлива, чтобы долететь до американских кораблей, приготовившихся к вторжению на острова Иводзима и Окинава. В приказе значилось: один самолет — один корабль.
«Божественный ветер» часто объясняют принципами бусидо, кодекса чести самураев, которые, как считается, тоже вдохновляли японских солдат на массовые самоубийственные атаки во время боев в джунглях на тихоокеанских островах. Согласно кодексу этой древней касты японских воинов, для солдата императора не было ничего прекраснее и благороднее, чем добровольно погибнуть ради императора и отечества.
Но это были лишь корни тактики камикадзе. Тот факт, что многие студенты добровольно изъявляли желание вступить в эти специальные отряды, историк философии Кристоф Краус (Christoph Kraus) объясняет влиянием Мартина Хайдеггера (Martin Heidegger). К его почитателям относился и японский философ Танабе Хадзиме, внушавший своим ученикам, что смерть — это определяющая сила бытия. В этом духе он призывал студентов вносить свою лепту в защиту отечества.
Однако некоторые дневниковые записи и письма свидетельствуют, что не все пилоты-камикадзе с восторгом шли на смерть. Многим приходилось записываться в специальные отряды из-за общественного давления, некоторые следовали в конце войны фанатичным приказам держаться до последнего. Но были и такие, кто с гордостью посвящал свою жизнь императору. «Ваш отец стал богом, — написал один из пилотов своим сыновьям. — Ваш отец — счастливый человек. Он несется вперед на бомбе, которая сметет наших врагов». Слова, подобные этим, цитируются в современной Японии как свидетельства готовности к самопожертвованию и любви к отечеству.
До конца войны более 4 тысяч мужчин, некоторые — еще почти дети, вступили в специальные ударные части. Более 3 тысяч из них — точных цифр нет — погибли при атаках на американские корабли. Но относительное небольшое число потопленных смертниками кораблей — их было 36 — доказывает неэффективность этой тактики в борьбе с превосходящими силами американской обороны.
Тем не менее кажущееся презрение к смерти японских летчиков возымело действие на американцев. Их руководство стало исходить из того, что при планируемой высадке американских войск на главных японских островах десятки тысяч пилотов-смертников набросятся на вторгающийся флот, а на побережье окопается миллион готовых к самопожертвованию солдат.
О том, как связаны камикадзе и бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, слушайте в нашем подкасте
Тень апокалипсиса: Самое спорное решение XX века
Не в последнюю очередь осознание того, какую кровавую цену придется заплатить американским войскам, побудило президента США Гарри Трумэна летом 1945 года отдать приказ об использовании атомных бомб.