В Тбилиси и других грузинских городах удивляешься, сколько на зданиях государственных учреждений флагов ЕС. При этом Грузия с 3,9 миллионами жителей даже не является членом ЕС, а только вступила с ним в соглашение об ассоциации.
«Быть частью Европы — наш выбор и решение», — подчеркивает министр сельского хозяйства страны Леван Давиташвили в беседе с земельным советником Верхней Австрии Максом Хигельсбергером, посетившим вместе с делегацией страну площадью 69 тыс. кв. км.
На замечание Kurier, что на данный момент ничто не указывает на будущее членство страны в ЕС, министр ответил: «Мы знаем, что вступление — длительный процесс. Соглашение об ассоциации делает нас более конкурентоспособными, качество продолжает расти».
Майя Панджикидзе, бывший посол Грузии в Германии (2004-2007) и министр иностранных дел (2012-2014), назвала вещи своими именами. «Грузия находится в конфликте с Россией. Даже если не стреляют, это не означает, что у нас мир». В Грузии есть два мятежных региона — Абхазия и Южная Осетия, Россия вмешалась и поддержала сепаратистов. Все новые деревни и дворы включаются в оккупированные зоны. «Это небольшие, но постоянные шпильки. Наша история заключается в том, что на нас постоянно нападали. Но мы всегда отбивались. И в этот раз мы одержим верх».
В Грузии около 700 тысяч гектаров аграрных площадей. Но обрабатывается только 400 тысяч — чуть более половины. Предприниматель Александр Эбиберидзе, который импортирует посевные материалы из Верхней Австрии, знает причину сдержанности инвесторов. «Нет политической стабильности. Пусть не стреляют, но мы не знаем, в какой стране нам жить завтра. Может быть, мы будем говорить по-русски или по-турецки».
Россия заинтересована в Шелковом пути и нефте- и газопроводах через Грузию. Россия пытается поддерживать присутствие в регионе. У Турции также есть интересы, прежде всего в Аджарии. Кроме того, она целенаправленно потакает заселению черноморского Батуми турками. Вступление в ЕС и НАТО — пути, призванные гарантировать независимость страны, считает успешный предприниматель.
«Следующие десять лет будут очень интересными. Мы еще многое увидим», — уверен и Михаил Свимонишвили. Предприниматель, очень хорошо говорящий по-немецки, производит сырье для компании Rauch Fruchtsäfte из Форарльберга, беспошлинно экспортирует минеральную воду, лимонады, консервированные овощи и фрукты в десять стран СНГ (Россия, Армения, Белоруссия и так далее) и арабские страны. Его компания насчитывает тысячу сотрудников, оборот составляет около 50 миллионов евро. «Грузия — самая либеральная страна из бывших советских республик. Налоговые ставки очень низкие, регулирование слабое. Управление полностью дигитализировано — лучше, чем в Австрии», — отмечает предприниматель.